темы курсовой работы по психологии

Как выбрать тему курсовой работы по психологии

Курсовая работа — самостоятельная творческая работа студента. В назначенные сроки студент сообщает в деканат, какую выбрал тему для курсовой работы, консультируется с научным руководителем, работает в библиотеке, составляя библиографию и изучая основную литературу. Рассмотрим вопрос — как выбрать тему курсовой работы по психологии.

Общая информация по выбору темы курсовой работы

В курсовой работе студент должен показать теоретические знания по психологии, педагогике, а также умения и навыки самостоятельной работы, полученные им на практических занятиях и при выполнении контрольных работ.

Курсовая работа является одним из важнейших видов учебного процесса и выполняется студентами в соответствии с учебными планами.

Графики написания, сдачи и защиты курсовых работ составляются и утверждаются кафедрами.

Выполнение курсовой работы должно способствовать углубленному усвоению лекционного курса и приобретению навыков в области решения психологических задач и ситуаций.

Она базируется на изучении нормативных и методических материалов, литературных источников, а также на практическом материале, экспериментальных и статистических данных.

Его выполнение требует от студента не только знаний общей и специальной литературы по теме, но и умения проводить психологические эксперименты и другие исследования, увязывать вопросы теории с практикой дошкольных детских учреждений, школ различного типа и т.п., делать обобщения, выводы и предложения по улучшению их работы.

Выбор темы курсовой работы по психологии

Выбор темы связан с интересами и с условиями его практической работы. Особенно благоприятно сказывается на подготовке студента его стойкий интерес к определенной тематике, проявившийся в выборе темы для контрольной работы по психологии, для докладов на семинарских занятиях по психологии для курсовой работы.

Выбрав тему курсовой работы, студент выделяет вопрос исследования, что обычно совпадает с уточнением формулировки темы. При этом необходимо четко разграничить вопросы, относящиеся к общей возрастной, педагогической или другой психологии.

Если возрастная и педагогическая психология изучают особенности проявления и формирования психических качеств ребенка, то педагогика изучает педагогические воздействия, благодаря которым возникают те или другие изменения в психических качествах ребенка, т.е. методы, приемы, средства, которыми располагает педагог для развития и формирования определенных психических качеств.

Например, проблема изучения внимания может быть сформулирована как психологическая — «Развитие внимания младшего школьника в учебной деятельности» и как педагогическая — «Воспитание внимания у младших школьников в процессе обучения».

При уточнении формулировки темы следует сузить изучаемый вопрос, так как для разработки широких проблем студент пока не имеет ни опыта, ни времени, ни достаточных знаний и умений.

Например, тема «Формирование навыка у младших школьников» требует изучения и анализа всех видов навыков, во всех видах деятельности на протяжении трех лет учебы в начальных классах, что трудно выполнить в курсовой работе.

Тема «Развитие навыков культурного поведения в процессе обучения у школьников первого класса» предполагает изучение определенного круга деятельности. С такой темой, как показывает опыт, студент справляется.

Наиболее успешно студенты выполняют курсовые работы, в которых можно сочетать изучение теории с практической деятельностью. В таких работах студент не только изучает теоретически и выявляет практически какую-либо психическую особенность у школьника, но сам проводит формирующий и обучающий эксперименты для развития того или иного качества у ребенка, убеждаясь в степени эффективности организованного педагогического воздействия. Поэтому для курсовой работы студентам в первую очередь следует рекомендовать темы по развитию и формированию того или другого психического качества.

Например: «Развитие смыслового запоминания у первоклассников в процессе учебной деятельности (на уроках математики)»,

«Развитие смыслового запоминания у учащихся второго класса в процессе игровой деятельности (в дидактических играх)»,

«Развитие произвольного внимания у учащихся третьего класса в процессе трудовой деятельности (на уроках труда и в процессе самообслуживания)»,

«Развитие творческого мышления у учащихся первого класса в процессе обучения по новым программам (на уроках русского языка)» и т.д.

Тематика курсовых работ по учебной дисциплине ежегодно пересматривается и утверждается соответствующей кафедрой одновременно с утверждением графика их написания.

Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы. Однако для охвата всей тематики курса можно ограничивать число студентов по отдельным темам (например, на одну тему — не более трех студентов). Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования, возможно выполнение комплексных тем группой  (2-5   чел.)  студентов.  В   этом  случае  каждый  студент исследует отдельный аспект проблемы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх