процессы памяти в психологии

Процессы памяти в психологии

Память играет ключевую роль в нашей жизни, позволяя нам сохранять информацию о прошлом, узнавать новое и использовать свои знания в повседневных ситуациях. Рассмотрим процессы памяти в психологии: как работает память и какие процессы происходят в мозге во время запоминания, сохранения, воспроизведения, узнавания и забывания информации.

Процессы памяти в психологии кратко

Различают следующие процессы памяти.

  • Запоминание- запечатление в сознание человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.
  • Сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течении относительно длительного периода времени.
  • Воспроизведение активизация закрепленного ранее содержания психики.
  • Забывание – процесс памяти, явление психики, позволяющие им более эффективно функционировать.

Основные процессы памяти

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения, того, что человек отражал, делая или переживал.

Запоминание

— это процесс, при котором мозг сохраняет информацию в своих нейронах. При запоминании новой информации мозг создает новые связи между нейронами, что позволяет сохранить эту информацию. Для лучшего запоминания необходимо использовать различные стратегии, такие как повторение, заметки или ассоциации.

Запоминание закрепляет образы и впечатления в памяти, возникающие при ощущении и восприятии предметов и явлений действительности. Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Существуют два вида запоминания: произвольное и непроизвольное.

  • Непроизвольное запоминание не требует специальных усилий и более успешно, когда запоминаемый материал входит в содержание цели выполняемого действия.
  • Произвольное запоминание — это специальное действие с целью запомнить точно на длительный срок для последующего воспроизведения или узнавания.

Сохранение

— это процесс, при котором мозг сохраняет информацию на долгое время. Чтобы сохранять информацию долго, необходимо повторять ее и использовать в различных контекстах.

Сохранение — это удерживание заученного в памяти, которое происходит в двух видах: активное и пассивное. При активном сохранении материал подвергается внутренним преобразованиям, резко увеличивающим вероятность его последующего воспроизведения.

Воспроизведение

— это процесс, при котором мозг воспроизводит сохраненную информацию. Для этого мозг использует связи между нейронами, чтобы восстановить сохраненную информацию. Однако, этот процесс может быть сложным, особенно если информация была сохранена на долгое время или если вы не повторяли ее в последнее время.

Воспроизведение — это процесс, при котором мозг распознает ранее сохраненную информацию. Когда вы узнаете что-то, что вы уже видели или слышали ранее, ваш мозг использует связи между нейронами, чтобы распознать информацию. Этот процесс происходит быстро и автоматически.

Узнавание — это появление чувства знакомости при повторном восприятии, благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия. Воспроизведение, в отличие от узнавания, актуализируется без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов.

Припоминание — это наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определенных волевых усилий.

Забывание

— это процесс, при котором мы теряем доступ к ранее сохраненной информации. Это может произойти по разным причинам, включая недостаточное повторение, возрастные изменения или заболевания мозга. Однако, наш мозг может использовать оставшуюся информацию, чтобы восстановить то, что мы забыли.

Забывание — это процесс угасания, ликвидации и «стирания» следов, затормаживания связей в памяти. Этот естественный и необходимый процесс зависит от объема запоминаемого материала, осознанности, значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта. Забывание помогает мозгу освобождаться от избыточной информации и сохранять только самое необходимое.

Забывание — это процесс, который приводит к исчезновению информации из памяти. Он может происходить из-за угасания связей между нейронами и стирания следов запомненного материала. Исследования показали, что скорость забывания зависит от объема и значимости информации, а также от включенности ее в деятельность. Несмотря на то, что забывание может казаться неудобным, это естественный и необходимый процесс, который позволяет мозгу избавиться от избыточной и ненужной информации и сохранить важные сведения.

Таким образом, память — это сложный процесс, который играет важную роль в нашей жизни. Понимание процессов запоминания, сохранения, воспроизведения, узнавания и забывания может помочь нам улучшить нашу память и использовать ее в повседневной жизни.

Память связывает прошлое с его настоящим и будущим и является важнейший познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.  Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.

В основе памяти лежат ассоциации. Предметы и явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека.

Память – одна из самых уязвимых способностей человека, ее многообразие нарушения весьма распространены.  Память можно развивать, тренировать, значительно улучшать, повышать ее продуктивность.

Продуктивность памяти

складывается из параметров:

  • объем,
  • быстрота,
  • точность,
  • длительность,
  • готовность к запоминанию и воспроизведению.

Многочисленные исследования показали, что нервная система может с большой точностью сохранять дли­тельное время следы различных раз­дражителей. Вопрос о механизмах па­мяти сложен и является предметом ряда наук – физиологии, биохимии, психологии.

Процессы памяти нельзя рассмат­ривать как протекающие независимо от особенностей и свойств личности. Мнемические процессы тесно связаны, прежде всего, с направленностью и мо­тивацией личности.

Направленность личности харак­теризуется многими более или менее устойчивыми целями и мотивами дея­тельности, склонностями, интересами. Все это в существенной мере определяет своеобразие памяти. То, что является объектом интереса, запоми­нается быстрее и более прочно.

Память зависит от различных сторон личности: уровня ее развития, разви­тия волевой, эмоциональной и интел­лектуальной сфер. Профессиональная память в той или иной мере присуща каждому человеку, и, чем значимее для человека профессиональная дея­тельность, тем богаче и его професси­ональная память. Уровни развития памяти в значительной мере зависят от возраста человека, общего состояния организма и т. д.

Большое влияние на память человека оказывает направленность деятельности, осуществляемой при запоминании и воспроизведении. Различают два вида направленности, оказывающих влияние на успешность работы памяти. В одних случаях деятельность человека прямо направлена на то, чтобы запомнить воспринимаемое в данный момент, воспроизвести или узнать воспринятое ранее.

Таким образом, память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.

Заключение

Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием.

Процессы памяти в психологии

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх