Гуманизм возник как общественное движение на западе. Гуманизм с латинского переводится как человеколюбие или милосердие. Впервые понятие гуманизм ввел немецкий педагог Хитхаммер. В основе гуманной концепции лежит гуманистическое воспитание или гуманистическое мировозрение.
Уровни реализации гуманистического воспитания
Гуманистическое воспитание реализуется на 3 уровнях:
- Макроуровень (большой) – определенная политика государства по отношению к своим гражданам: права, свобода, экономическая социальная политика к незащищенным слоям населения в том числе и дети.
- Мезоуровень (промежуточный) реализуется в разных ведомствах, социальных институтах. Создают разрабатывают программы, направленные на улучшение жизни детей.
- Микроуровень. На этом уровне непосредственно реализуется гуманистические концепции.
Сущность гуманистического воспитания
Сущность гуманистического воспитания заключается в ориентации на воспитание человека. Основой является отношение к ребенку как к человеку, как к ценности жизни, то есть, человек как цель, но не как к средство.
Гуманизм – это мировоззренческая позиция — признание человека наивысшей ценностью, без которого нет жизни на земле, нет счастья.
Гуманистическое воспитание зависит от гуманистических позиций педагога, которая характеризуется отношением к человеку как ценности:
- безусловное уважение;
- соблюдение неприкосновенности личности;
- запрет на право распоряжаться, подавлять, использовать насильственные методы;
- признание человека как данность.
Гуманистическое воспитание реализовать сложно: необходимо изменить мировоззрение педагога, государства. Также важна процессуальность — какова организация профессиональной работы педагога по формированию гуманистического отношения к ребенку.
Гуманистическая концепция воспитания в педагогике
Существуют разные гуманистические школы: Вальдорфская, школа Френе, школа завтрашнего дня, школа Сухомлинского.
Амонашвили, много лет посвятивший маленьким детям и работе в начальной школе, запатентовал свое новое, уникальное направление Школа жизни.
Личность в концепции гуманистического воспитания
Основное понятие гуманно — личностной педагогики сводится к тому, что ребенок не только готовиться к жизни, но уже живет и многому учится.