Методы и логика психолого-педагогического исследования

Методология — учение о методах, а также о принципах и приемах, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

Функция методологии двояка:

  • позволяет описать, оценить человеческую деятельность с точки зрения внутренней организации
  • в её рамках выражаются нормы, правила, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

2 уровня  :

1) философский уровень — являются основой, на которой базируется деятельность ученого, он предполагает освещение наиболее общих законов природы общества и мышления

2) специально научный, предполагающий 2 уровня:

  • общенаучная методология, которая предполагает универсальные средства, формы научного познания соотносимые не с какой либо наукой, а применены к широкому кругу наук.
  • конкретно научная- предполагает разработку аналогичных проблем, что и общенаучная только для конкретной науки.

Методы:

1) Эмпирические методы, при которых осуществляется внешнее, реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Делятся на 2 группы:

  • частные (рабочие): изучение документации, результатов деятельности, наблюдений, опрос, тестирование, метод экспертных оценок.
  • комплексные (общие): обследование, мониторинг, изучение обобщения опыта, эксперимент.

2) Теоретические делятся на:

  • дедуктивные (от общего к частному) результат: теории, закон,
  • индуктивные – результат: индуктивная законность, гипотеза, систематизация.
  • метод моделирования. Его результат: модель объекта, процесса, состояния. Виды моделирования: структурно-функциональный (человек не знает структуру, а моделирует поведение); функционально-структурный (наоборот).

3) Интерпретационно-описательные делятся на две подгруппы

  • первичные методы статистической обработки — с их помощью можно получить показатели, которые непосредственно отражают результаты измерений: выборочная средняя величина (дисперсия, мода, медиана)
  • б) вторичные методы- с их помощью выявляются статистические закономерности (чем больше коэффициент интеллекта, тем выше статистические закономерности: корреляционный анализ, регрессивный анализ, метод  сравнения результатов двух или более выборок.