В данной статье рассмотрим стадии развития по Эриксону. Теория развития личности Эрика Эриксона, включающую 8 стадий, каждая из которых связана с определенной задачей для человека.
Теория развития личности Э. Эриксона
Эриксон предложил теорию развития личности, в которой он выделил 8 этапов психосоциального развития, начиная от раннего детства и заканчивая пожилым возрастом. Каждый этап связан с определенным кризисом, который человек должен преодолеть, чтобы успешно продвигаться на следующий этап. Если кризис не преодолен, это может привести к проблемам в дальнейшем развитии личности.
Каждый этап также связан с конкретным социальным и культурным контекстом, который влияет на развитие личности. Эриксон считал, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни и что люди могут продолжать развиваться и решать свои кризисы даже в пожилом возрасте.
Периодизация стадии развития по Эриксону
Каждая из восьми стадий развития определяет основную задачу, которую должен решить человек.
Первая стадия развития
— это стадия доверия против недоверия (от рождения до 1,5 лет). На этой стадии ребенок должен развить доверие к своим родителям и окружающим людям, чтобы чувствовать себя безопасно и уверенно.
Вторая стадия развития
— это стадия автономии против стыда и сомнения (от 1,5 до 3 лет). На этой стадии ребенок начинает формировать свою личность, осознавать свои возможности и ограничения. Родители должны дать ребенку возможность самостоятельно решать проблемы, иначе ребенок может начать сомневаться в своих возможностях и чувствовать себя неполноценным.
Третья стадия развития
— это стадия инициативы против вины (от 3 до 6 лет). На этой стадии ребенок начинает брать на себя ответственность за свои поступки и действия, формирует свою личность и свои ценности. Родители должны поддерживать инициативы ребенка, но также научить его уважать права других людей, иначе ребенок может начать чувствовать себя виноватым и неуверенным.
Четвертая стадия развития
— это стадия усилия против непродуктивности (от 6 до 12 лет). На этой стадии ребенок сталкивается с проблемой выбора своей жизненной цели и направления. Родители должны помочь ребенку определиться с тем, чем он хочет заниматься в жизни, и поддержать его в этом.
Пятая стадия развития
— это стадия идентичности против ролевой запутанности (от 12 до 18 лет). На этой стадии подросток начинает формировать свою личность и свою идентичность, пытается понять, кто он есть и кем хочет стать. Родители должны помочь ребенку понять свои ценности, уважать их и научить его принимать ответственность за свои поступки.
Шестая стадия развития
— это стадия интимности против изоляции (от 18 до 40 лет). На этой стадии человек начинает формировать свои близкие отношения и уважать права других людей. Важно научиться уважать и любить других людей, и находить баланс между своими потребностями и потребностями других людей.
Седьмая стадия развития
— это стадия генеративности против стагнации (от 40 до 65 лет). На этой стадии человек начинает думать о своих детях, будущих поколениях и своем вкладе в общество. Важно реализовать свой потенциал и научиться заботиться о других людях.
Восьмая стадия развития
— это стадия целостности против отчуждения (65 лет и старше). На этой стадии человек должен оценить свою жизнь и принять ее такой, какая она есть. Важно научиться достигать гармонии и мира со своими решениями и поступками.
Таблица стадии развития по Эриксону
Стадия развития | Нормальная линия | Аномальная линия |
Раннее младенчество (от 0 до 1 года) | Доверие к людям как взаимная любовь. | Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком. |
Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет) | Самостоятельность, уверенность в себе | Сомнение в себе и гипертрофированное чувство стыда |
Ранее детство (около 3 – 5 лет) | Активность | Пассивность |
Среднее детство (от 5 до 11 лет) | Трудолюбие | Чувство собственной неполноценности |
Половая зрелость, подростничество и юность (от 11 до 20 лет) | Жизненное самоопределение | Путаница ролей. Потеря трудовой активности. Путаница в моральных и мировоззренческих установках |
Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет) | Близость к людям. Стремление к контактам с людьми | Изоляция от людей |
Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет) | Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми | Застой. Эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе. |
Поздняя взрослость (свыше 60 лет) | Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная оценка. | Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря. |
Кризисы развития по Эриксону
В теории развития личности Эриксона выделяются 8 кризисов, каждый из которых связан с определенной стадией развития:
- Кризис доверия
- Кризис автономии
- Кризис инициативности
- Кризис усилий
- Кризис идентичности
- Кризис интимности
- Кризис генеративности
- Кризис целостности
Каждый кризис представляет собой вызов для личности, который может привести к позитивному или негативному результату. Решение каждой кризисной ситуации соответственно может повлиять на развитие личности и определить характеристики поведения человека в будущем.
Заключение
Как видим, теория развития Эрика Эриксона предполагает, что каждая стадия имеет свои особенности и задачи, которые необходимо решить человеку в процессе своего развития. В идеале, родители должны помочь ребенку развивать уверенность, самостоятельность и ответственность. Затем человек определяет свою идентичность, научается проявлять любовь и заботу о других людях. Впоследствии задачей человека становится принятие своей жизни такой, какая она есть.