Стадии развития по Эриксону

Стадии развития по Эриксону

В данной статье рассмотрим стадии развития по Эриксону. Теория развития личности Эрика Эриксона, включающую 8 стадий, каждая из которых связана с определенной задачей для человека.

Теория развития личности Э. Эриксона

Эриксон предложил теорию развития личности, в которой он выделил 8 этапов психосоциального развития, начиная от раннего детства и заканчивая пожилым возрастом. Каждый этап связан с определенным кризисом, который человек должен преодолеть, чтобы успешно продвигаться на следующий этап. Если кризис не преодолен, это может привести к проблемам в дальнейшем развитии личности.

Каждый этап также связан с конкретным социальным и культурным контекстом, который влияет на развитие личности. Эриксон считал, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни и что люди могут продолжать развиваться и решать свои кризисы даже в пожилом возрасте.

Периодизация стадии развития по Эриксону

Каждая из восьми стадий развития определяет основную задачу, которую должен решить человек.

Первая стадия развития

— это стадия доверия против недоверия (от рождения до 1,5 лет). На этой стадии ребенок должен развить доверие к своим родителям и окружающим людям, чтобы чувствовать себя безопасно и уверенно.

Вторая стадия развития

— это стадия автономии против стыда и сомнения (от 1,5 до 3 лет). На этой стадии ребенок начинает формировать свою личность, осознавать свои возможности и ограничения. Родители должны дать ребенку возможность самостоятельно решать проблемы, иначе ребенок может начать сомневаться в своих возможностях и чувствовать себя неполноценным.

Третья стадия развития

— это стадия инициативы против вины (от 3 до 6 лет). На этой стадии ребенок начинает брать на себя ответственность за свои поступки и действия, формирует свою личность и свои ценности. Родители должны поддерживать инициативы ребенка, но также научить его уважать права других людей, иначе ребенок может начать чувствовать себя виноватым и неуверенным.

Четвертая стадия развития

— это стадия усилия против непродуктивности (от 6 до 12 лет). На этой стадии ребенок сталкивается с проблемой выбора своей жизненной цели и направления. Родители должны помочь ребенку определиться с тем, чем он хочет заниматься в жизни, и поддержать его в этом.

Пятая стадия развития

— это стадия идентичности против ролевой запутанности (от 12 до 18 лет). На этой стадии подросток начинает формировать свою личность и свою идентичность, пытается понять, кто он есть и кем хочет стать. Родители должны помочь ребенку понять свои ценности, уважать их и научить его принимать ответственность за свои поступки.

Шестая стадия развития

— это стадия интимности против изоляции (от 18 до 40 лет). На этой стадии человек начинает формировать свои близкие отношения и уважать права других людей. Важно научиться уважать и любить других людей, и находить баланс между своими потребностями и потребностями других людей.

Седьмая стадия развития

— это стадия генеративности против стагнации (от 40 до 65 лет). На этой стадии человек начинает думать о своих детях, будущих поколениях и своем вкладе в общество. Важно реализовать свой потенциал и научиться заботиться о других людях.

Восьмая стадия развития

— это стадия целостности против отчуждения (65 лет и старше). На этой стадии человек должен оценить свою жизнь и принять ее такой, какая она есть. Важно научиться достигать гармонии и мира со своими решениями и поступками.

Таблица стадии развития по Эриксону

Стадия развитияНормальная линияАномальная линия
Раннее младенчество

(от 0 до 1 года)

Доверие к людям как взаимная любовь.Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком.
Позднее младенчество

(от 1 года до 3 лет)

Самостоятельность, уверенность в себеСомнение в себе и гипертрофированное чувство стыда
Ранее детство

(около 3 – 5 лет)

АктивностьПассивность
Среднее детство

(от 5 до 11 лет)

ТрудолюбиеЧувство собственной неполноценности
Половая зрелость, подростничество и юность

(от 11 до 20 лет)

Жизненное самоопределениеПутаница ролей. Потеря трудовой активности. Путаница в моральных и мировоззренческих установках
Ранняя взрослость

(от 20 до 40-45 лет)

Близость к людям. Стремление к контактам с людьмиИзоляция от людей
Средняя взрослость

(от 40-45 до 60 лет)

Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьмиЗастой. Эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе.
Поздняя взрослость

(свыше 60 лет)

Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная  оценка.Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря.

Кризисы развития по Эриксону

В теории развития личности Эриксона выделяются 8 кризисов, каждый из которых связан с определенной стадией развития:

  1. Кризис доверия
  2. Кризис автономии
  3. Кризис инициативности
  4. Кризис усилий
  5. Кризис идентичности
  6. Кризис интимности
  7. Кризис генеративности
  8. Кризис целостности

Каждый кризис представляет собой вызов для личности, который может привести к позитивному или негативному результату. Решение каждой кризисной ситуации соответственно может повлиять на развитие личности и определить характеристики поведения человека в будущем.

Заключение

Как видим, теория развития Эрика Эриксона предполагает, что каждая стадия имеет свои особенности и задачи, которые необходимо решить человеку в процессе своего развития. В идеале, родители должны помочь ребенку развивать уверенность, самостоятельность и ответственность. Затем человек определяет свою идентичность, научается проявлять любовь и заботу о других людях. Впоследствии задачей человека становится принятие своей жизни такой, какая она есть.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх