Психологическая характеристика педагогической деятельности

Психологическая характеристика педагогической деятельности

Педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на воспитание и обучение. Психологическая характеристика педагогической деятельности предполагает наличие у педагога таких качеств, как понимание психологии развития ребенка, умение создавать эффективную образовательную среду и работать с разными личностными типами учащихся, умение строить диалог и эмоциональный контакт с детьми.

Общая характеристика педагогической деятельности

Педагогическая деятельность является сложно организован­ной системой ряда деятельностей.

Самая первая из них — деятельность преподавателя, обучающего непосредственно. Педагог-предметник является отчужденным от функции и смысла цело­го, он только выполняет извне заданные ему функции.

Следующие деятельности являются рефлексивно надстроечными над первой, то есть обслуживают ее.

Деятельность обобщения опыта обу­чения, состоящая в сопоставлении процедур обучения и выделе­нии наиболее эффективных приемов и способов обучения — деятельность методиста, конструирующего приемы и методы обу­чения.

Третья деятельность — тоже методическая, но она направлена на построение учебных средств, учебных предметов.

Четвертая деятельность состоит в увязывании учебных предме­тов в одно целое – деятельность программирования, составле­ния учебных программ. Для осуществления такого программирования необходимо иметь более ясное представление о целях обучения.

Современная социокультурная ситуация и зада­чи образования требуют, чтобы описанием и проектированием целей обучения занимался педагог, педагог-методолог.

Это не­обходимо, во-первых, потому, что современная производственно-практическая деятельность часто ставит очень определенные цели, задачи, которые могут решить только специально подготовлен­ные люди.

Во-вторых, современное методологическое мышле­ние может проектировать очень эффективно учебные процессы, но оно требует от заказчика четких и определенных целей.

В-третьих, современное технологическое общество быстро и ин­тенсивно развивается и требует того же от систем обучения, т.е. требует слежения за профессиональным рынком сбыта, быстрого и систематического описания свойств человека, необходимо­го обществу, и оперативного проектирования под задачу учеб­ных программ.

В широком смысле, результатом такого телеоло­гического мышления является проект человека, в более узком смысле — проект специалиста, т. е. должна быть описана и со­отнесена друг с другом совокупность интеллектуальных функ­ций, знаний, способностей, которые должны быть в человеке.

Обучение можно охарактеризовать как процесс активного вза­имодействия между обучающим и обучаемым, в результате ко­торого у обучаемого формируются определенные знания и уме­ния на основе его собственной активности.

Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и веществен­ных средств для формирования у людей способности к деятель­ности. Самый простой вариант обучения состоит в общении учи­теля (носителя профессиональной деятельности) и ученика, уст­ремленного к воспроизведению деятельности своего учителя, учитель же квалифицирует деятельность ученика как правиль­ную или неправильную. В этом случае проявляется непосред­ственность, нерасчлененность учебного процесса.

Одним из направлений объективизации деятельности явля­ется ее объективное описание в определенных (ясных и отчетли­вых для данного социального контекста) знаковых средствах, позволяющих по такому описанию воспроизвести деятельность любому члену социальной общности, знающему такой язык опи­сания.

Учебные знания возникают в тех условиях, когда деятель­ность не передается непосредственно, и тогда они выполняют фун­кцию опосредования передачи (трансляции) деятельности.

Развитие системы обучения состоит в членении сложных видов деятельности на простые и обучении вначале простым видам деятельности. Но такое развитие предполагает анализ сложной деятельности, выделение ее элементов.

Задача состоит в выделении из сложных профессиональных видов деятельности простых элементарных с целью последую­щей конструкции из таких простых деятельностей необходи­мых сложных.

Таким образом, первый принцип педагогичес­кой рефлексии состоит в выделении элементарных деятельнос­тей и их трансляции. Но этого часто недостаточно, поскольку невозможно до конца разложить деятельность на простые эле­менты, в деятельности оказываются более сложные связи и от­ношения. Поэтому появляется второй принцип, состоящий в про­ектировании и трансляции знаковых средств, позволяющих по­строить (спроектировать) сложную деятельность из освоенных элементов. Эти знаковые средства являются средствами описания и проектирования деятельности.

С другой, процессуально-технологической, стороны, учебный процесс, система учебной деятельности описывается как после­довательность ситуаций обучения. Эти ситуации строятся та­ким образом, что предыдущие ситуации задают средства, мате­риал и т. п. для последующих.

То есть система обучения стро­ится как цепь технологического процесса, через который пропускается человек (с определенными начальными свой­ствами) и в конце выходит совершенно преобразованным, усвоив совокупность необходимых обществу социокультур­ных способностей.

Таким образом, на методологическом языке система обуче­ния может быть описана как система, которая развивается от ситуации обучения сложным деятельностям через рефлексив­ное расчленение деятельности к обучению вначале простым деятельностям, и затем из простых — построению сложных, удов­летворяющих условиям заданной задачи деятельности.

Психологические особенности педагогической деятельности

Педагог должен быть готов к постоянному самосовершенствованию и развитию своих профессиональных навыков. Он также должен уметь работать в коллективе и сотрудничать с родителями учащихся. Все эти качества педагога имеют психологическую основу и требуют глубокого понимания психологии личности и ее развития.

Педагогическую деятельность можно рассматривать как:

  • организационно-управленческую деятельность (как средство управления образовательной деятельностью)
  • понимание состояния ученика и управление коммуникацией.

Важным аспектом работы учителя является коммуникация и понимание состояния ученика. Понимание включает систематическое развитие точки зрения ученика, понимание другого человека изнутри, т.е. работу с сознанием.

С другой стороны, учитель также должен понимать самого себя, передавая что-то важное из своей точки зрения ученику. Понимание не может быть передано непосредственно, но должно быть достигнуто через осознание личного опыта (или организацию такого опыта, если его не было).

Заключение

Педагогическая деятельность включает несколько видов деятельности, начиная с непосредственного обучения учеников учителем. Однако, учитель не является полноценным членом образовательной системы и лишь выполняет свои внешние функции. Следующие виды деятельности, такие как методическая работа для обобщения опыта обучения и разработки наиболее эффективных методов, создание учебных средств, и программирование учебных программ, являются подчиненными первому виду деятельности. Современная социокультурная ситуация и задачи образования требуют от педагога-методолога более ясного понимания целей обучения и проектирования учебных процессов. Обучение — это процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, который ведет к формированию определенных знаний и умений у последнего на основе его собственной активности. Обучение должно быть описано в ясных знаковых средствах и выполнять функцию передачи деятельности. Развитие системы обучения предполагает анализ сложной деятельности, выделение ее элементов и разделение ее на более простые виды деятельности.

Прокрутить вверх