Педагогическое наследие Ушинского

Педагогическое наследие Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский выдающийся педагог-теоретик, педагог-практик, блестящий организатор российского просвещения. Константин Ушинский — выдающийся русский педагог XIX века, основоположник педагогической науки в России. Педагогическое наследие Ушинского представляет собой теорию обучения, основанную на принципах научной педагогики и психологии. Он считал, что образование должно быть доступным для всех.

К. Д. Ушинский родился в Туле в семье мелкопоме­стного дворянина. Он окончил Московский университет. С 1854 г. началась его педагогическая деятель­ность в качестве учителя русской словесности в Гатчинском сиротском институте. Здесь сформиро­валась его педагогическая направленность. Обосновывая свой взгляд на воспитание, образо­вание, К. Д. Ушинский исходит из положения, что если мы хотим воспитать человека во всех отношениях, мы должны его знать также во всех отношениях.

Цель воспитания по К. Д. Ушинскому

— воспитание совершенного человека. Это очень емкое, сложное определение, включающее в себя гуманность, образо­ванность, трудолюбие, религиозность, патриотизм. Цель воспитания, по К. Д. Ушинскому, заключается в подготовке человека к полезной деятельности.

Для достижения воспитательных целей К. Д. Ушин­ский рассматривал широкий круг педагогических яв­лений в русле идей народности и народной школы. Он говорил, что русская национальная школа — это оригинальная, самобытная школа, она отвечает духу самого народа, его ценностям, его потребностям, национальным культурам народов России.

Теория обучения Ушинского

К. Д. Ушинский разработал теорию обучения — дидактику, в которой раскрывает все основные вопросы обучения с опорой на психологию ребенка, логически строго определяя их сущностные характеристики И везде главное — личность ребенка, его готовности к обучению, бережное отношение к его разуму и чувствам.

Во времена К. Д. Ушинского широко обсуждались две теории формального и материального образования. К. Д. Ушинский подверг критике обе крайности. Он писал о том, что нельзя набивать голову ребёнка не связанными друг с другом полезными сведениями. Невозможно ограничиться только непосред­ственной приложимостью знаний на практике.

К. Д. Ушинский писал, что знания могут положитель­но подействовать на характер, образ мыслей и даже поступки ученика. Если же ученик зазубрил только «целые ворохи» непосредственно полезных знаний, то его голову можно сравнить «с сундуком скряги, где бесполезно и для него самого, и для света скрыты богатые сокровища».

Педагогическое наследие Ушинского и современное образование

Опираясь на данные психологии, К. Д. Ушинский различал две стороны процесса обучения: передачу знаний и их усвоение. К. Д. Ушинский говорил, что педагогика должна строиться на опытной психологии, что подлинное воспитание должно обогащать человека знаниями.

Ушинский определил роль учителя как «организатора познавательной деятельности» ученика и предложил новые методы обучения, такие как работа в группах, использование наглядных пособий и опытно-поисковая деятельность.

Цитаты К.Д. Ушинского

«Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке».

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

«Если всякий преподаватель станет произвольно выбирать для себя методу преподавания, а всякий воспитатель — методу воспитания, то в общественных заведениях, особенно в больших, из такого разнообразия может произойти значительный вред. Но как бы ни было вредно разнообразие, происходящее от различных убеждений, оно во всяком случае полезнее мёртвого однообразия».

«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».

«Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не всё в учении интересно и придёт многое, что надобно будет взять силою воли».

«В преподавателе среднего учебного заведения знание предмета далеко не составляет главного достоинства. <…> Но главное достоинство гимназического преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитывать учеников своим предметом».

«Приступая к святому делу воспитания детей, мы должны глубоко сознавать, что наше собственное воспитание было далеко не удовлетворительно, что результаты его большею частью печальны и жалки и что, во всяком случае, нам надо изыскивать средства сделать детей наших лучше нас».

Прокрутить вверх