Психолого-педагогическая антропология

Психолого-педагогическая антропология

Психолого-педагогическая антропология — наука, изучающая человека как субъекта образования и развития. Эта наука объединяет в себе психологические и педагогические знания, помогая понять, как лучше организовывать образовательный процесс с учетом особенностей человеческой личности. Сегодня, в условиях быстрого технологического прогресса и изменения социальных реалий, важность психолого-педагогической антропологии становится особенно актуальной.

История возникновения психолого-педагогической антропологии как науки

Педагогическая антропология возникла в 60 г. 19 в. В России. Термин «Педагогическая антропология» впервые употребил Пирогов в своей статье «Вопросы жизни», а уточнил Ушинский. Появление этого термина не случайно. Отмена крепостного права ломала все стереотипы и вызвала к жизни новые социальные, социально-психологические, экономические, юридические, педагогические проблемы. Одновременно нарастало революционное движение, становились популярными гуманистические идеи. Ситуация требовала изменений школы. России требовалась новая педагогика.

Для Пирогова и Ушинского педагогическая антропология обозначала новую педагогику. Определяющую роль в построении этой педагогики играли следующие установки: человек и ребенок – основные социокультурные ценности; воспитание – основное содержание педагогического процесса.

Педагогическая деятельность рассматривалась как целостный процесс, направленный на целостное развитие сознания, чувств, воли ребенка, но и совершенствование его телесных, душевных, духовных стремлений.

В настоящее время антропологический принцип — один из ведущих в педагогике, а антропологическое знание — стержень профессиональной подготовки учителя. Развивается и сама педагогическая антропология как отрасль человековедения. Ее исторический аспект исследуется Бим-Бадом, актуальный Сластениным.

Педагогическая антропология сегодня играет роль интегрированного знания о ребенке как целостном существе, полноценным представителе вида хомо сапиенс, полноправном участнике воспитательного процесса.

Объект науки педагогическая антропология

— отношения человек – человек.

Предмет науки педагогическая антропология

– ребенок как участник воспитательного процесса.

Специфика данной отрасли человековедения состоит в том, что педагогическая антропология сама не открывает ничего нового. Но, следуя за Ушинским, расставляет акценты в уже известном, актуализирует и интегрирует в педагогику самую разнообразную информацию, имеющую отношение к ребенку, его физическому и духовному бытию, развитию, воспитанию. Эта интеграция и эти акценты делают педагогическую антропологию и вечно живой, и постоянно обновляющейся, и актуальной научной дисциплиной.

Психологические аспекты психолого-педагогическая антропология

  • Структура личности в контексте антропологии
  • Понятие «личностного роста» в терминах психолого-педагогической антропологии
  • Роль человеческого развития в антропологии

Педагогические аспекты психолого-педагогическая антропология

  • Организация образовательной среды с учетом антропологических особенностей
  • Развитие самосознания и самооценки учащихся
  • Роль педагога в формировании личности ученика

Заключение

Таким образом педагогическая антропология отличается от коллективистического и индивидуалистического человековедения. Она открывает подлинный облик ребенка и в то же время делает знания о человеке актуальными для педагогики, позволяет опираться на антропологическое знание в процессе организации и осмысления педагогического процесса.

Прокрутить вверх