Теория развития и формирования умственных операций Гальперина – это психологическая теория, которая описывает, как ребенок учится решать задачи и выполнять действия в своей среде.
Теория развития Гальперин
Согласно этой теории, развитие умственных операций происходит в два этапа: первый этап – это формирование знаково-символической функции, а второй этап – это формирование операций мышления.
1 этап
Первый этап начинается в возрасте 2-3 лет и продолжается до 7-8 лет. На этом этапе дети учатся понимать знаки и символы, связывать их с определенными объектами в окружающем мире и использовать для решения задач. Они также начинают формировать представления о пространстве и времени.
2 этап
Второй этап начинается в возрасте 7-8 лет и продолжается до 11-12 лет. На этом этапе дети учатся выполнять умственные операции, такие как классификация, сравнение, анализ и синтез. Они также учатся решать более сложные задачи и осознанно планировать свои действия.
Согласно теории П.Я. Гальперина, развитие умственных операций зависит от опыта, который ребенок получает в своей среде. Он считал, что ребенок должен иметь возможность самостоятельно исследовать окружающий мир, чтобы развивать свои умственные способности. Кроме того, теория развития и формирования умственных операций Гальперина подчеркивает важность обратной связи и поощрения со стороны взрослых, чтобы помочь детям осознать свои ошибки и прогресс.
Развитие теории деятельности П.Я. Гальперин
Теория развития и формирования умственных операций Гальперина была развита в течение многих лет и стала одной из основных теорий развития умственных способностей. В течение времени теория была дополнена и уточнена, и сегодня она включает в себя следующие основные элементы:
- Стадия формирования знаково-символической функции (2-3 года). На этой стадии дети учатся понимать знаки и символы, связывать их с определенными объектами в окружающем мире и использовать для решения задач.
- Стадия формирования операций мышления (7-8 лет). На этой стадии дети учатся выполнять умственные операции, такие как классификация, сравнение, анализ и синтез.
- Стадия формирования понятий (11-12 лет). На этой стадии дети учатся создавать и использовать понятия для описания своего опыта.
- Стадия формирования мышления высшего порядка (после 16 лет). На этой стадии люди учатся абстрагироваться от конкретных объектов и ситуаций, уметь формулировать гипотезы и теории, а также принимать решения на основе логического анализа.
Теория поэтапного развития умственных действий Гальперин
П. Я. Гальперин известен как создатель собственной психологической системы, отличающейся от других своим предметом и методом исследования. Одна из наиболее известных теорий Гальперина — планомерно-поэтапное формирование умственных действий и понятий.
Созданная П. Я. Гальпериным теория направлена в будущее, так как показывает, каким путем идет образование у человека новых умственных действий, или, говоря обобщенно, процесс обучения. Он выделил конкретные условия, учет которых обеспечивает формирование желаемого действия с заданными свойствами.
П. Я. Гальперин показал, что действия сначала формируются как внешние, предметные, а затем переносятся в идеальный план. В результате этого переноса они претерпевают закономерные изменения, в конце которых становятся неузнаваемыми и выглядят как собственно психический процесс.
По его мнению, совсем не обязательно строить обучение от простого к сложному, следует идти в соответствии с принципом контрастности, чтобы ребенок постоянно находился в состоянии интеллектуальной бодрости и бдительности.
П. Я. Гальперин рассуждает о причинах школьной неуспеваемости, о путях выравнивания результатов обучения через введение новых методов преподавания. Он описывает психические особенности учащихся, имеющих разную успеваемость в школе. Им выделены типы учебной мотивации:
- Внешняя
- Соревновательная
- Внутренняя
Теория развития и формирования умственных операций Гальперина
Процесс формирования умственных действий по Гальперину
- Ознакомление с составом будущего действий в практическом плане, а также с требованиями, которым в конечном счёте оно будет соответствовать.
- Выполнение заданного действия по внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заменителями.
- Выполнения действий без посредственной опоры на внешние предметы и их заменители. Перенесения действия из внешнего плана в план громкой речи. Перенесения действия в речевой план означает не только выражения действия речи, но и речевое выполнение предметного действия.
- Перенесение громко речевого действия во внутренний план.
- Выполнение действия в плане внутренней речи соответствующим его преобразованием и сокращением, с уходом действия, его процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля и переходом на уровень интеллектуальных умений и навыков.
Заключение
Особое место в исследованиях принадлежит процессу формирования понятий. Теория развития и формирования умственных операций П.Я. Гальперина также уделяет внимание роли обратной связи и поощрения в развитии умственных способностей, а также важности создания среды, которая стимулирует и поддерживает развитие детей.
В целом, теория П.Я. Гальперина представляет собой комплексный подход к изучению развития умственных способностей, который активно используется в современной психологии и образовании.