Выбор формы обучения в раннем юношеском возрасте

Родительское собрание

«Выбор формы обучения и образа жизни в раннем юношеском возрасте»

Юношеский возраст — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Специалистами по проблемам физиологии и биохимии, юношеский возраст определя­ется как 17—21 год для юношей и 16—20 лет для девушек. Психо­логи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения отрочества и юности в возрастной период, называемый периодом взросления, содержанием которого и является переход от детства к взрослости и границы которого могут простираться от 12/14 до 25 лет. На Западе существует, а теперь и у нас приживается слово «тинейджер» (или сокращенно — «тин») как общее название для любого, кому от 13 до 19 — число лет, в английском языке окан­чивающихся на tееп. В отечественной науке юность определяется в границах 14—18 лет и рассматривается как самостоятельный пе­риод развития человека, его личности и индивидуальности. Возраст 15—17 лет называют ранним юношеским или возрастом ранней юности.

Особенности психического развития

В юношеском возрасте в основном завершается физическое раз­витие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедля­ется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работо­способность, заканчиваются формирование и функциональное раз­витие тканей и органов.

Общество ставит перед молодым человеком настоятель­ную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем сделать это не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в бу­дущем, а в пла­не реального выбора.

Сегодня решение относительно выбора будущей профессии школьник, по существу, принимает дважды: первый раз — в IX классе, когда он выбирает форму завершения среднего образо­вания (определенная школа, профиль обучения, гимназия, техникум и т. п.) либо же отказывается от продолжения образования; второй — в XI классе, когда планирует пути получения высшего образования или непо­средственного включения в трудовую жизнь. Отметим, что если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, в период бурных социально-экономических перемен, ро­дители зачастую оказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка; школа так­же не оказывает ученику решающей помощи — отсюда востребо­ванность репетиторов, различных курсов, психологических и проф-консультационных услуг.

Задача выбора будущей профессии, профессионального само­определения принципиально не может быть успешно решена без и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроекти­рование себя в будущее. Сам переход от подростково­го к раннему юношескому возрасту  связан с изменением отношения к будущему: если подросток смотрит на будущее с по­зиции настоящего, то старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего.

Считается, что к 15—16 годам общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении раннего юношеского возраста они продолжают совершенствоваться. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых.

В этом возрасте молодые люди приобретают способность стро­ить умозаключения, выдвигать гипотезы и предположения, кото­рые основаны не только на наблюдаемых состояниях и свойствах объектов, но и на их возможных, предполагаемых состояниях и свойствах. Эта способность проявляется не только при решении су­губо интеллектуальных или учебных задач, но и в социальных свя­зях, межличностных отношениях. Юноши и девушки начинают под­вергать сомнению ценности родителей, сравнивать их с другими, менее консервативными или лучше понимающими своих детей ро­дителями, обвинять в лицемерии — несоответствии поведения про­возглашаемым принципам. Юноша постоянно сравнивает действи­тельное с возможным и нередко обнаруживает, что оно далеко от желаемого. Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профес­сиональной областью.

В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания.

В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности нераз­рывно связано с открытием социального мира, в котором предсто­ит жить.

Процессы лично­стного и жизненного самоопределения осуществляются и в после­дующих возрастах, поэтому главным новообразованием ран­ней юности является социально-психологическая готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению.

В основе готовности к самоопределению лежит формирование у старших школьников устойчивых, сознательно выработанных пред­ставлений о своих обязанностях и правах по отношению к обще­ству, другим людям, моральных принципов и убеждений, понима­ния долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и да­вать им оценку и пр.

Перед подростком, обретшим способность к обобщению, а за­тем и перед юношей встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне (дочери), друге, рассказчике и т. д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой че­ловек успешно справляется с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и ку­да идет. В противном случае возникает «путаница ролей», или «спу­танная идентичность». Часто «спутанная идентичность» бывает ре­зультатом трудного детства или тяжелого быта. Симптомы путаницы ролей, неуверенность в понимании того, кто он такой, нередко на­блюдаются у несовершеннолетних правонарушителей. Исследова­ния показали, например, что девушки, проявляющие в этом воз­расте сексуальную распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспоря­дочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуаль­ным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях юно­ши и девушки стремятся к «негативной идентичности», т. е. отождествляют себя с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители, друзья и др. По мнению Э. Эриксона, в поиске собственной идентичности лучше идентифицировать се­бя с хиппи, с малолетним преступником, даже с наркоманом, чем вообще не обрести своего «Я», своей идентичности.

Спецификой современной ситуации развития российских юно­шей и девушек, обретения ими социальной идентичности являет­ся то важное значение, которое имеют политическая социализация и политическое самоопределение.

Рассмат­ривая ситуацию в постсоветской России как ситуацию глобальных изменений, смены общественной формации,  полагаем, что «имен­но момент сдвига на макроуровне связан с совершенно особенны­ми коллизиями становления политического сознания, с драмой пе­реживаний, драмой развития личности».

Особая сложность политической социализации сегодня опреде­ляется характерной для нашего общества ценностно-нормативной не­определенностью, когда существенно деформированы характерные для стабильных обществ механизмы передачи ценностей от стар­шего поколения к младшему.

В свое время Т. Томэ предложил различать два принципиально разных типа развития в юношеском возрасте: прагматический и творческий. Для первого характерна ориентация на целесообразность и на уход от источников беспокойства, чему придается первостепенное значение.

Творческий тип, когда наме­рения, интересы юноши устремлены далеко в будущее и он в сво­ей жизни ведет себя в известной степени независимо от того, что считается целесообразным или «разумным», активно включая раз­личные новые познавательные и иные формирующие возможнос­ти в собственный образ жизни.

Прагматически ориентированные юноши и девушки, у которых доминируют материальные ценности и которые часто не стремят­ся получать образование, вызывают определенную тревогу. Не толь­ко потому, что не такие прагматично ориентированные молодые люди в действительности творят историю страны, народа, цивили­зации, но и потому, что их индивидуальное развитие не является развитием в собственном смысле слова, поскольку, по сути, их лич­ность устроена так, что центральным становится стремление  к уходу от источников беспокойст­ва, что как раз и препятствует развитию. На практике оказывается, что тому же молодому человеку часто проще всего «уйти от источ­ников беспокойства» за счет алкоголя или наркотиков. Важно отметить, что у лю­бого молодого человека есть обе тенденции — и прагматическая, и творческая, однако соотношение их может быть очень различно благодаря биологическим, биографическим, социальным факторам.

Ценность ранней юности и задачи развития

Ранний юношеский возраст — чрезвычайно важный и ответст­венный период в развитии личности человека.

Еще Ж.-Ж. Руссо говорил о сознательном самоопределении как об основном содержании «второго рождения» личности в юности. Сознательное самоопределение в известной сте­пени есть уже и у подростка, выбирающего образ жизни, ставяще­го перед собой определенные цели. Самоопределение юноши от­личается тем, что он уже начинает действовать, реализуя эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбран­ную профессию. Поэтому ответственность каждого шага неизмери­мо возрастает и каждая ошибка может обернуться существенными последствиями, иногда драматического характера. Эту особенность юности хорошо выразил известный отечественный социолог В. И. Шубкин, назвавший юность судьбоносным периодом жизни, в котором цена ошибки не двойка, а порой бесполезно прожитые годы.

В юности почти у каждого человека случаются первая любовь и первая дружба — события и связанные с ними переживания, ко­торые не только остаются в памяти человека, но и влияют на всю его жизнь.

Юность — уникальный период вхождения человека в мир куль­туры, когда он имеет не только интеллектуальную, но и физичес­кую возможность много читать, путешествовать, ходить в музеи, на концерты, как бы заряжаясь энергией культуры на всю последую­щую жизнь. Если этот шанс упускается в юности, часто в дальней­шем бывает невозможным такое свежее, интенсивное и свободное, не связанное профессиональными, родительскими или какими-ли­бо иными нуждами приобщение к культуре.

Юность ценят все — это возраст, с которым горько расставать­ся, в который многие хотели бы вернуться, который в этом смыс­ле даже опасно переоценивается в ущерб другим возрастам.

Выделим следующие основные задачи развития в ранней юности:

1.  Обретение чувства личностной тождественности и целостно­сти (идентичности).

2.   Обретение психосексуальной идентичности — осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола.

3.  Профессиональное самоопределение — самостоятельное и не­зависимое определение жизненных целей и выбор будущей про­фессии.

4.   Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представ­лений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Выбор формы обучения и образа жизни в юношеском возрасте

Основная задача, которая в современной школе стоит перед многими учащимися выпускного класса неполной средней школы (в настоящее время это IX класс), — принять решение о характе­ре и форме дальнейшего образования. Редко кто просто плавно вместе со всем своим классом переходит на следующую ступень образования. Большинство принимают достаточно серьезные реше­ния: остаться в школе или уходить (куда?), пойти в другую (ка­кую?) школу или остаться в своей, выбрать сильный класс или сла­бый, математический или гуманитарный, на какие дополнительные курсы записаться, уйти в техникум, а может быть, и вовсе бросить учебу и пойти работать.

Выпускнику неполной средней школы подчас бывает непросто принять правильное решение, тем более что правильным может быть только такой выбор, который в максимальной степени учи­тывает индивидуальность того или иного молодого человека. Не всегда целесообразно пробиваться в престижную гимназию или ид­ти туда, куда идут все твои друзья.

Другим условием успешности выбора формы завершения сред­него образования является включение задачи такого выбора в более широкий контекст личностного развития, который учитывает далекие жизненные перспективы.

Наконец, принципиально важно, чтобы подобное решение бы­ло принято девятиклассником самостоятельно.

Школьный психолог — тот человек, который может, учитывая указанные моменты, реально помочь юноше или девушке осуще­ствить этот выбор. Важно подчеркнуть, что его помощь не должна быть прямым и конкретным советом пойти учиться туда-то и туда-то. Психолог будет скорее содействовать самостоятельному при­нятию решения учеником, оснастив этот процесс соответствующи­ми средствами. Подчас для этого достаточно просто быть внимательным, заинтересованным слушателем, которому молодой человек мог бы рассказать о своих желаниях, сомнениях, пережи­ваниях. Однако возможно и использование соответствующих тес­тов, выявляющих общие и специальные способности, склонности и другие составляющие, которые могут иметь значение при реше­нии вопроса о том, куда идти учиться после окончания неполной средней школы.

Какие учащиеся принимают решение уйти из школы? Проана­лизируем эту группу, опираясь на данные специального исследова­ния. Это учащиеся с низ­кой успеваемостью и низкой самооценкой своих способностей. Они мало заботятся о своих жизненных перспективах, в принятии важ­ного решения о своих образовательных планах опираются главным образом на мнение своих приятелей, а не на собственные интере­сы и потребности. Обычно такие школьники уже имеют какой-то личный доход или же озабочены тем, чтобы он был. Они стремят­ся как можно быстрее и любыми средствами обрести самостоятель­ность и независимость от семьи, от школы. Можно сказать, что у этих молодых людей доминирует прагматический, а не творческий тип развития.

Образовательные планы девятиклассников обычно связаны с бо­лее широкой проблемой — выбором будущей профессии. Однако нередко эта проблема оказывается субъективно важной для девя­тиклассников и вне зависимости от предполагаемого пути завер­шения среднего образования. Проблема профессионального само­определения в последнее время все чаще оказывается актуаль­ной именно для 15-летних, а период обучения в старших классах школы становится уже периодом не только и не столько обще­образовательной, сколько специальной, профессиональной под­готовки.

 

 

1 комментарий к “Выбор формы обучения в раннем юношеском возрасте”

  1. arbooz

    спасибо. Думаю,немалым такая инфо сослужить службу

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх