Взаимоотношения младшего школьника

Взаимоотношения младшего школьника

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития. Рассмотрим взаимоотношения младшего школьника с родителями, учителем, сверстниками и взрослыми.

Взаимоотношения младшего школьника со сверстниками

Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Как правило, у первоклассников в период адаптации к школе общение со сверстниками отступает на второй план. Дети как бы «сами по себе», они поглощены своим новым статусом и обязанностями. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. Однако вскоре они начинают активно овладевать навыками взаимодействия друг с другом. Умение заводить друзей является одной из главных задач для этого возраста.

Результаты исследований показывают, что само понимание дружбы на протяжении младшего школьного возраста различно. Вначале дети больше внимания обращают на внешние характеристики (друг — тот, с кем ребёнок сидит за одной партой, живёт рядом и.т.д.). Начиная примерно с 8-ми лет дети уже считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Постепенно у ребёнка складывается система личных отношений в классе, основу которых составляют непосредственно эмоциональные отношения.

Положение ученика в системе межличностных отношений в классе определяется рядом факторов.

  1. Дети, получающие наибольшее число выборов от одноклассников («звёзды») обычно обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, привлекательную внешность, с готовностью делятся вещами или сладостями.
  2. «Непривлекательные» для сверстников дети, как правило, неуживчивы (драчливы, вспыльчивы, грубы, замкнуты); многие из таких детей неаккуратны и неряшливы, плохо учатся и отличаются плохим поведением, плаксивы.

Первоклассники оценивают сверстников, прежде всего, по тем качествам, которые не только ярко проявляются внешне, но и на которые обращает внимание учитель.

С возрастом (к 3-му классу) у детей снижается адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Это выражается в том, что дети, имеющие благополучное положение в классе склонны его недооценивать, а «неблагополучные» наоборот, считают своё положение вполне приемлемым. Значимость мнения сверстников в этом возрасте значительно возрастает. Младший школьник очень остро переживает замечания, полученные в присутствии одноклассников; он начинает стесняться незнакомых взрослых и незнакомых сверстников. Поэтому педагогам очень важно иметь ввиду, что зачастую «воспитательные мероприятия» за какой-либо проступок при всём классе являются для ребёнка мощным травмирующим фактором, последствия от которого нередко требуют срочного вмешательства психолога.

В формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит педагогу. Неудовлетворительное положение в классе очень остро переживается ребёнком, однако, если он имеет хоть один взаимный выбор, то это переживание заметно сглаживается.

Взаимоотношения учителя и младшего школьника

Самым значимым человеком в жизни младшего школьника является учитель, особенно в первых и вторых классах. Именно он становится для ребенка самым главным взрослым. Даже в случае различия требований или способов действий педагога и родителей, младший школьник наиболее верной считает точку зрения педагога, как наиболее авторитетной фигуры. На протяжении всего периода обучения в начальной школе, учитель является важнейшим звеном социализации и является для ребенка значимой личностью.

Взаимоотношения младших школьников с родителями

Взаимоотношения младшего школьника с родителями являются ключевыми для успешной адаптации и развития ребенка. В этом возрасте дети нуждаются во внимании, понимании и поддержке, чтобы чувствовать себя уверенно и любимыми.

Важно создать поддерживающую и структурированную среду для ребенка, где он может чувствовать себя безопасно и защищенно. Организованность в семейной жизни поможет ребенку чувствовать стабильность и предсказуемость.

Регулярные разговоры о школе и его эмоциях помогут младшему школьнику выражать свои чувства и беспокойства. Родители могут поддерживать ребенка, обсуждая его успехи и трудности, и помогая найти решения.

Установление утренней рутины, включая плановые действия и время на приветствие нового дня, также способствует снятию тревоги и созданию позитивного настроения.

Родители могут обеспечить эмоциональную поддержку, выслушивая ребенка, понимая его эмоции и помогая справляться с ними. Рассказывание успокаивающих историй перед сном, использование расслабляющих техник или игр, таких как дыхательные упражнения или медитация, также может помочь ребенку успешно справиться с нагрузкой.

Важно поддерживать коммуникацию с учителями и другими специалистами в школе, чтобы быть в курсе прогресса ребенка и оперативно реагировать на любые проблемы или затруднения.

В целом, активное участие родителей и создание поддерживающей, любящей и структурированной среды помогут младшим школьникам развиваться эмоционально, социально и академически, а также справляться с возможными тревожными ситуациями, с которыми они сталкиваются в жизни и в школе.

Взаимоотношения младших школьников со взрослыми

Взаимоотношения младших школьников со взрослыми играют важную роль в их развитии и росте. В этом возрасте, дети начинают осознавать и устанавливать социальные связи, а взрослые играют ключевую роль в формировании их эмоционального и социального благополучия.

Взрослые, такие как родители, учителя и другие заботящиеся взрослые, должны создать вокруг ребенка эмоционально поддерживающую и безопасную среду. Это включает в себя проявление интереса к детям, слушание их мнения и эмоций, а также выражение любви и заботы.

Взрослые должны быть примером для детей, демонстрируя положительные социальные навыки, такие как эмпатия, уважение и терпимость. Они также должны быть доступны для общения и помощи, когда дети испытывают трудности или нуждаются в поддержке.

Взрослые могут помогать младшим школьникам развивать навыки коммуникации, сотрудничества и решения проблем. Они могут поощрять их достижения, поддерживать их интересы и помогать им находить решения в различных ситуациях.

Важно, чтобы взрослые устанавливали ясные и последовательные правила и границы, чтобы дети чувствовали себя в безопасности и знали, как вести себя в различных ситуациях.

Взаимоотношения между младшими школьниками и взрослыми должны быть основаны на взаимном уважении, доверии и понимании. Когда дети чувствуют, что их нужды и эмоции уважаются и принимаются, они могут развиваться и расти в здоровых и счастливых отношениях со взрослыми.

Коррекция взаимоотношений младших школьников

Перед школьным психологом нередко возникает задача развития и коррекции навыков социального взаимодействия у младших школьников. Хорошим ориентиром для подбора заданий, используемых на занятиях по развитию навыков социального взаимодействия, может служить обучающая программа М. Шур и Дж. Спивак.  Она направлена на развитие у детей способности представить себе и проиграть альтернативные решения реальных межличностных проблем. В ходе обучения у детей формируется три вида умений:

1.  Предлагать как можно больше решений в трудной ситуации.

2.  Предвидеть последствия действий.

3.  Понимать причины и следствия

Исходный вариант данной программы разработан для детей дошкольного возраста. Однако принципы ее построения и типы заданий (при незначительной корректировке содержания предлагаемых ситуаций) адекватны и для занятий с младшими школьниками. Задания подобного типа могут быть использованы как в работе с детьми, имеющими проблемы в использовании навыков конструктивного общения, так и с благополучными в этом отношении школьниками, для которых обучение такого типа будет иметь развивающий эффект.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх