Человек как субъект

Человек как субъект

Рассмотрим тему человек как субъект социальных отношений, человек как субъект деятельности и труда.

Человек как субъект и как объект

Человек, как объект, может быть исследован, изучен. Он может быть объектом наблюдения, анализа и манипуляции со стороны других людей или общества.

Человек, как субъект, обладает разумом, свободой воли, эмоциями и социальными характеристиками. Он принимает решения, действует и взаимодействует с окружающим миром.

Человек, как субъект, является основной единицей общества и обладает различными характеристиками, которые определяют его индивидуальность. В качестве субъекта, человек обладает разумом, способностью мыслить, принимать решения и действовать в соответствии с ними. Он также обладает свободой воли, что позволяет ему выбирать свои поступки и отвечать за них.

Человек как субъект также обладает эмоциональной сферой, которая включает в себя различные эмоции, чувства и настроения. Он способен испытывать радость, грусть, страх, гнев и другие эмоции, которые влияют на его поведение и взаимодействие с окружающим миром.

Кроме того, человек как субъект обладает социальными характеристиками. Он является частью общества и вступает во взаимодействие с другими людьми. Человек имеет потребности, которые он стремится удовлетворить, и цели, которые он пытается достичь. Он также обладает способностью к обучению, адаптации и развитию, что позволяет ему приспосабливаться к изменяющимся условиям и среде.

В целом, человек как субъект является сложным и уникальным существом, обладающим различными качествами, способностями и потенциалом.

Содержание   и  соотношение  понятий  «человек»,  «индивид»,  «личность», «индивидуальность»

Положение Маркса «бытие определяет сознание» уточняется Рубинштейном.  Он  в середине 30-х гг. ухитрился дополнить Маркса. Выделяется два  аспекта  этого  принципа:

1. Сознание впервые порождается в деятельности, возникает ради  деятельности (это и есть «бытие определяет сознание»);

2. Когда  сознание  уже  возникло,  оно становится частью бытия (этого Маркс  не  сказал,  но  мог  бы  сказать).

Человек как субъект деятельности

Деятельность   человека,   по   Рубинштейну, — взаимодействие  внешних  и  внутренних  условий.  Внешние  –  природные   и социальные условия. Внутренние – субъект  деятельности.   Под  субъектом  мы понимаем носителя активности. Исходя из этого,  мы можем заключить, что  любая деятельность   подразумевает   активность    и    пристрастность    субъекта (психическое  отражение  в  деятельности,  а  оно   активно;   в   оппозицию реактивной,  пассивной   природе   человека   –   человек   как   машина в бихевиоризме).

В чем проявляется  активность  субъекта  в  деятельности:

  1. Деятельность в зависимости от различного рода ценностей,  целей,  установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность  направленность  деятельности  субъекта.  Здесь  мы  находим   пристрастность субъекта.  Различная  глубина  вкладов  субъекта  в  психическое   отражение проявляется  на  разных  уровнях  –  от   избирательности   восприятия,   до пристрастности отражения,  обусловленной  мотивами  личности.  Это  отвечает формуле Рубинштейна: внешние причины действуют через внутренние условия.
  2. Психические  процессы как творческие, продуктивные, как процессы  порождения психического   образа.   Если   рассматривать   поведение   как   реактивное приспособление,  то  в  возникновении  психического  отражения  нет  необходимости,  а  все  реагирование  субъекта  может   быть   основано   на врожденные механизмы. Правильность  этого  взгляда  имеет  подтверждение  в факте, что в реальной жизни, как правило, нам приходиться встречаться с  плохо сформулированными задачами. Эти  ситуации  имеют  следующие  черты:

а)  они содержат неопределенность, и мало указаний на то, что же  требуется  делать;

б) для решения постоянно приходится обращаться к частным,  разовым  способам решения, применимые к данному конкретному случаю. То есть, стандартного  шаблона для всех ситуаций не существует.

Бернштейн говорит:  моторное  запоминание,  как  активная  творческая  деятельность, чтобы человек не делал – всегда и всюду он занимается  преодолением  сил  из категории неподвластной, непредусмотренной и не   быть  преодоленными никаким стереотипом движения, управляемым только изнутри. Нет шаблона.  Идет  активное построение движения.

3.  Самодвижение   деятельности,   активность   субъекта   как   необходимый внутренний момент его саморазвития. Человеку присуща  явно  неадаптивная  по своей природе тенденция действовать как бы  вопреки  адаптивным  побуждениям над порогом  внутренней  и  внешней  необходимости.  В  основе  этого  лежит над ситуативная  активность   (активность   вопреки   установкам   конкретной деятельности).

Таким образом, мы выделили три группы факторов активности  субъекта.  Но  мы не можем говорить о субъекте  как  однородном  образовании.

Психологическая наука использует разные понятия для отражения определенных сторон  субъекта: индивид,  личность,  индивидуальность.

Индивид

Когда  мы   говорим   об   отдельном субъекте, как представители вида  –  мы  называем  его  индивидом.   Понятие индивид  выражает неделимость,  целостность   и   особенности   конкретного субъекта.  Индивид  как целостность  (системный   характер   связей   между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения)  – это  продукт  биологической  эволюции,   генотипическое   образование.   При выделении понятия индивид,  отвечают  на  вопрос  –  в  чем  данный  человек подобен всем другим людям, т.е. что объединяет  его  с  другими  людьми.  Но формирование индивида происходит и  в  онтогенезе,  прижизненно.  Поэтому  в характеристику индивида входят сплавы врожденных  и  приобретенных  реакций. Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического  развития  в определенных внешних условиях, не является калькой этих  условий,  а  именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой.

Личность

Личность = индивид: это особое качество, которое приобретается  индивид обществе в целокупности отношений, общественных по своей природе, в  которые индивид  вовлекается.  Индивид  не  порождает  личность,  не   является   ее основанием и детерминантом, а представляет собой  предпосылку  возникновения Я и необходимое условие ее существования. Личность человека  производится  – создается общественными отношениями, в  которые  человек  вступает  в  своей деятельности. Значит реальным базисом  личности  является  совокупность  его общественных по  своей  природе  отношений  к  миру,  но  отношений  которые реализуются, а реализуются они его деятельностью, точнее  совокупностью  его многообразных   деятельностей.   Личность   характеризуется    иерархичекими отношениями деятельностей.  Их  особенностью  является  их  отвязанность  от состояний  организма.  Эти  иерархии  деятельностей  порождаются  в  системе отношений, в  которые  вступает  субъект.   Субъекта   нельзя  рассматривать изолировано от  мира.  Субъект  включен  в  три  сферы:  природа,  общество, культура.

Индивидуальность

–  человек,  характеризуемый  со  стороны  своих  социально значимых  отличий   от   других   (конкретный   человек).   Индивидуальность  проявляется  в  каждом  из  этих  субъектов:

  • природная  индивидуальность  – физическое  здоровье,  красота,  природная  сила,   телосложение   и   т.д.;
  • социальная индивидуальность – степень  индивидуального  овладения  принятыми нормами, способами поведения в обществе, глубина профессиональных  знаний  и т.д.;
  • культурная индивидуальность.

Человек как природный субъект

Природный субъект – это субъект активного, гибкого  приспособления к  изменяющимся  условиям  окружающей  среды.  Общественный  субъект  –  это субъект присвоения и  правильного  использования  коллективных  сознательных представлений,  способов  поведения,  имеющихся  в  определенном   обществе.

Человек как субъект культуры

Культурный субъект  –  субъект  самостоятельного  и  ответственного  решения  собственных  (важных,  значимых)   проблем,   на   основе   общечеловеческих  культурных норм (это еще субъект принятия решения, выбора  в  неопределенной  ситуации) (моральная стойкость, способность принимать  решения  и  нести  за них ответственность, способность к управлению своей  эмоциональной  сферой).

Из этой схемы – индивид  –  природный  субъект.  Личность  по  А.Н. Леонтьеву  вкладывается во второй и третий субъекты. Но есть взгляды (Петухов,  Столин)  видеть личность только в третьем субъекте, а  второго  интерпретировать  как социальный индивид.

Человек как субъект социальных отношений

Человек, как субъект социальных отношений, играет активную роль во взаимодействии с другими людьми и обществом в целом. Он вступает в различные социальные роли и выполняет соответствующие функции в рамках семьи, работы, учебы и других сфер жизни.

Человек как субъект социальных отношений выражает свои потребности, мнения и ценности, а также устанавливает и поддерживает взаимодействие с другими людьми. Он может проявлять эмпатию, сотрудничать, конфликтовать или сотворчествовать с другими людьми. Человек также может быть активным участником общественной жизни, принимая участие в политических, экономических и культурных процессах.

Как субъект социальных отношений, человек формирует свою личность и идентичность через взаимодействие с другими людьми и социальными институтами. Он также подвержен влиянию норм, ценностей и ожиданий, которые существуют в обществе.

В целом, человек как субъект социальных отношений играет активную роль в создании и изменении общества, а также в формировании своей собственной жизни и благополучия.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх