Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция) , направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.
Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.
Родительское (Родитель — Р) , которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Взрослое (Взрослый — В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
Детское (Дитя — Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.) , приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.) , возражающее детское Я.
С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого — роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка — роли молодого специалиста, артиста — любимца публики, зятя.
В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.
Инстанции Я и типичные способы поведения и высказывания
Инстанция Я | Типичные способы поведения, высказывания | |
Родитель | Заботливый родитель | Утешает, исправляет, помогает «Это мы сделаем» «Не бойся» «Мы все тебе поможем» |
Критический родитель | Грозит, критикует, приказывает «Опять ты опаздал на работу?» «У каждого на столе должен быть график!» | |
Взрослый | Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения «Который час?» «У кого же может быть это письмо?» «Эту проблему мы решим в группе» | |
Ребенок | Спонтанный ребенок | Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе» «Вы это сделали просто замечательно!» |
Приспосабливающийся ребенок | Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение «Я бы с радостью, но у нас будут неприятности» | |
Бунтующий ребенок | Протестующее, бросающее вызов поведение «Я это делать не буду!» «Вы этого сделат не сможете» |
Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: «оживлять» подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.
Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.
Для того, чтобы оценить, как сочетаются эти три Я в поведении, можно воспользоваться следующим тестом (оценивая приведенные высказывания в баллах от 0 до 10).
¹ | Высказывание | Личная оценка высказывания |
1 | Мне порой не хватает выдержки | 3 |
2 | Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять | 8 |
3 | Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей | 3 |
4 | Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях | 2 |
5 | Меня провести нелегко | 5 |
6 | Мне бы понравилось быть воспитателем | 2 |
7 | Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому | 3 |
8 | Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события | 6 |
9 | Каждый должен выполнять свой долг | 8 |
10 | Нередко я поступаю не как надо, а как хочется | 4 |
11 | Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия | 9 |
12 | Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить | 8 |
13 | Я, как и многие люди, бываю обидчив | 6 |
14 | Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе | 6 |
15 | Дети должны безусловно следовать указаниям родителей | 8 |
16 | Я – увлекающийся человек | 4 |
17 | Мой основной критерий оценки человека – объективность | 7 |
18 | Мои взгляды непоколебимы | 6 |
19 | Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать | 0 |
20 | Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны | 9 |
21 | Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств | 1 |
Обработка результатов
Я-состояние | Суммируемые строки | Сумма баллов | |
Д | «Дитя» | 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 | 22 |
В | «Взрослый» | 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 | 50 |
Р | «Родитель» | 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 | 48 |
Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса, получаем формулу ВРД.