Трансактный анализ общения

Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция) , направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.

Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

Родительское (Родитель — Р) , которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Взрослое (Взрослый — В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Детское (Дитя — Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.) , приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.) , возражающее детское Я.

С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого — роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка — роли молодого специалиста, артиста — любимца публики, зятя.

В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.

Инстанции Я и типичные способы поведения и высказывания

Инстанция ЯТипичные способы поведения, высказывания
РодительЗаботливый родительУтешает, исправляет, помогает «Это мы сделаем» «Не бойся» «Мы все тебе поможем»
Критический родительГрозит, критикует, приказывает «Опять ты опаздал на работу?» «У каждого на столе должен быть график!»
ВзрослыйСобирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения «Который час?» «У кого же может быть это письмо?» «Эту проблему мы решим в группе»
РебенокСпонтанный ребенокЕстественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе» «Вы это сделали просто замечательно!»
Приспосабливающийся ребенокБеспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение «Я бы с радостью, но у нас будут неприятности»
Бунтующий ребенокПротестующее, бросающее вызов поведение «Я это делать не буду!» «Вы этого сделат не сможете»

Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: «оживлять» подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.

Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.

Для того, чтобы оценить, как сочетаются эти три Я в поведении, можно воспользоваться следующим тестом (оценивая приведенные высказывания в баллах от 0 до 10).

¹ВысказываниеЛичная оценка высказывания
1Мне порой не хватает выдержки3
2Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять8
3Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей3
4Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях2
5Меня провести нелегко5
6Мне бы понравилось быть воспитателем2
7Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому3
8Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события6
9Каждый должен выполнять свой долг8
10Нередко я поступаю не как надо, а как хочется4
11Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия9
12Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить8
13Я, как и многие люди, бываю обидчив6
14Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе6
15Дети должны безусловно следовать указаниям родителей8
16Я – увлекающийся человек4
17Мой основной критерий оценки человека – объективность7
18Мои взгляды непоколебимы6
19Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать0
20Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны9
21Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств1

Обработка результатов

Я-состояниеСуммируемые строкиСумма баллов
Д«Дитя»1, 4, 7, 10, 13, 16, 1922
В«Взрослый»2, 5, 8, 11, 14, 17, 2050
Р«Родитель»3, 6, 9, 12, 15, 18, 2148

Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса, получаем формулу ВРД.

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх