Готовность ребенка к школе

ПЯТЬ   КОМПОНЕНТОВ   ГОТОВНОСТИ   К   ШКОЛЕ

Психологическая готовность к школьному обучению не может оцениваться лишь по тому, умеет ли малыш читать и писать.

Существуют простые и доступные способы определения психологической готовности к школе, которыми могут воспользоваться взрослые, чтобы своевременно и правильно подготовить ребенка к обучению.

Первый компонент – мотивационная готовность – включает в себя стремление ребенка идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое.

Чтобы определить, насколько развита она у дошкольника, можно задать ребенку несколько вопросов типа: «Хочешь ли ты идти в школу? Что в школе самое важное? Что самое интересное? Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался дома?»

Ответы на эти вопросы помогут понять характер его представлений о школе, наличие интереса к ней, интереса к познанию нового.

Второй компонент – волевая готовность.

У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца.

Обратите внимание, может ли малыш сосредоточенно заниматься каким-либо делом (рисовать, лепить, мастерить и т.д.)

Ребенок, поступая в первый класс, как правило, приходит в незнакомый коллектив. Ему приходится наряду с освоением новой для него роли ученика определиться  в системе взаимоотношений детей класса, найти свое место в нем. Здесь зачастую скрываются подводные камни, мешающие первокласснику быстро адаптироваться к школе. Качества, от которых зависит умение семилетнего человека вступать во взаимоотношения со сверстниками, относятся к следующему компоненту – социально-психологической готовности к школе.

Очень важна для успешного обучения в школе умственная готовность. Она включает развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность представления о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях.

Побеседуйте с ребенком, чтобы выявить, знает ли он, что такое  «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», разбирается ли он  в отличии «вчера» от «сегодня» и «завтра».  Также с помощью беседы выясните, что знает дошкольник о явлениях природы, о жизни нашего общества. Дайте ему предмет, имеющий сложное строение, понаблюдайте, может ли он внимательно его рассматривать, выделять отдельные детали и словесно описывать их. Этим вы определите особенности восприятия ребенка.

Умение учиться – пятый компонент психологической готовности к школьному обучению.

Он включает умение слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать ее.

Ребенок умеет планировать и контролировать свою деятельность, если в любой ситуации может ответить на вопросы: «Что ты будешь делать?», «Как ты это будешь делать?», «Какие предметы тебе понадобятся?», «Как ты сделал – хорошо или плохо?», «Что хорошо у тебя получилось, а что не очень?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх