Этот переломный период может начаться в 7 лет, а может
сместиться к 6 или 8 годам. Падает работоспособность. Он открывает для себя
значение новой социальной позиции – позиции школьника (эта позиция меняет
его самосознание, рождение социального Я). Изменение самосознания приводит
к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится
второстепенным. Всё что имеет отношение к учебной деятельности (в первую
очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее
важным. Происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные
всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В этот период
проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний,
появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребёнка,
между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.
Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению
внутренней жизни ребёнка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней
жизни ребёнка связана с изменением структуры его поведения. Появляется
смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то
сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент,
позволяющий более или менее адекватно оценить бедующий поступок с точки
зрения его результатов и более отдалённых последствий. Благодаря этому
механизму утрачивается детская непосредственность: ребёнок размышляет,
прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания,
пытается не показывать другим, что ему плохо.