Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Возрастная психология – это отрасль психологических знаний, изучающая этапы и закономерности развития психики и личности в онтогенезе.

Объектом возрастной психологии являются психика и личность человека.

Предмет возрастной психологии — целостное развитие личности.

Теоретические задачи возрастной психологии:

  1. Изучении е факторов и закономерностей психического и личностного развития нормального здорового человека.
  2. Изучения взаимоотношений между людьми разного возраста.
  3. Измерение изменений, которые происходят в психическом и личностном развитии человека на определенном этапе жизни.
  4. Выявление особенностей осознание человеком собственной жизни и своего места среди других людей.

Практические задачи возрастной психологии:

  1. Изучение теоретико-методологической литературы и основных точек зрения зарубежных и отечественных психологов.
  2. Подбор адекватных методик.
  3. Определение в выборке исследования.
  4. Анализ результатов исследований и его математическая обработка.

Методы возрастной психологии

Метод — конкретный путь исследования. Выделяют 3 группы методов:

  1. Организационные – методы первичного обследования:
  • лангитюдный метод — когда психолог наблюдает за ребенком и в дневник записывает все как он себя ведет; длительный
  • близнецовый – исследование пар близнецов, как они развиваются.
  • комплексный — работают несколько специалистов: медики, педагоги, физиологи.
  • сравнительный — сравнение разных возрастных групп или сравнение по полу.

2. Эмпирические методы (опыт познания):

  • наблюдение,
  • самонаблюдение,
  • анкеты,
  • тесты,
  • эксперименты,
  • социометрия (взаимоотношение в группе),
  • беседы,
  • интервью,
  • библиографические методы –через книги, стихи, биографический метод (биография),
  • анализ продуктов деятельности.

3) Коррекционные методы (восстановительные) — методы восстановления, используются когда идет западание в чем-то:

  • комплекс упражнений для развития познавательной сферы,
  • тренинги — направленные на улучшение какого либо состояния,
  • аутотренинг — восстановление физических, психических состояний с помощью самовнушения,
  • психодрама — проводится по причине, например аварии,
  • психоанализ — направлен на коррекцию прошлого эпизода жизни, связанного с какой либо травмой,
  • гештальттерапия — восстановление утраченного (запоминание стихов с помощью рисунков),
  • сказка — терапия,
  • аниматерапия — терапия с животными, для перестройки качеств завести животное,
  • анималотерапия — терапия фильмом, мультипликацией,
  • арт-терапия — терапия искусством, рисунки, аппликации (то, что тревожит, рисуем и лепим),
  • иппотерапия — терапия с помощью лошадей (прокатившись, выработал адреналин, страх прошел).

возрастная психология