В отечественной и зарубежной психологии довольно много классификаций периодизации кризисов возрастного развития. Наиболее распространенными являются периодизации развития в детстве и отрочестве.
В то же время существует и периодизация развития взрослого человека. В основу периодизации детского развития, разработанной Л.С. Выготским, легло представление о динамике возраста:
Кризис новорожденности | Младенческий возраст (2 мес. 1год) |
Кризис одного года
| Раннее детство (1-3 года) |
Кризис 3 лет | Дошкольный возраст (3-7 лет) |
Кризис 7 лет | Школьный возраст (8-12 лет) |
Кризис 13 лет | Пубертатный возраст (14-18 лет) |
Кризис 17 лет |
Идеи Л.С. Выготского о возрасте были развиты в отечественной психологии Д.Б. Элькониным. Он предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе:
ведущего типа деятельности, реализующего социальные отношения;
психологических новообразований, возникающих в этот период. Д.Б. Эльконин выделил шесть периодов детского развития.
Д.Б. Эльконин вводит деление психики на две сферы – мотивационно-потребностную сферу и сферу операционально-технических возможностей. Тем самым реализуется тезис о противоречии между потребностями ребенка и его возможностями как движущей силе развития.
Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка на каждом этапе сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла), а затем – операционально-технической. В человеческом действии всегда нужно видеть две стороны: с одной стороны, оно ориентировано на общество, с другой, – на способ исполнения.
Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития.
Этот закон позволяет по-новому представить периоды (эпохи) в стадии онтогенеза психики:1) период (эпоху) раннего детства Д.Б. Эльконин делит на две стадии – младенчество (с освоением мотивационно-потребностной сферы), открывающееся кризисом новорождённости, и ранний возраст (с освоением операционально-технической сферы) с кризисом 1-го года жизни; 2.) период детства делится на дошкольный возраст, открывающийся кризисом 3 лет, и младший школьный с его кризисом 7 лет; 3)период отрочества делится на подростковый возраст с кризисом 11-12 лет крайнюю юность с кризисом 15 лет. Учитывая закон периодичности в детском развитии, Д.Б. Эльконин по-новому объясняет содержание кризисов развития: 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.
Стадии развития по Э. Эриксону
Стадия развития | Нормальная линия | Аномальная линия |
Раннее младенчество (от 0 до 1 года) | Доверие к людям как взаимная любовь. | Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком. |
Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет) | Самостоятельность, уверенность в себе | Сомнение в себе и гипертрофированное чувство стыда |
Ранее детство (около 3 – 5 лет) | Активность | Пассивность |
Среднее детство (от 5 до 11 лет) | Трудолюбие | Чувство собственной неполноценности |
Половая зрелость, подростничество и юность (от 11 до 20 лет) | Жизненное самоопределение | Путаница ролей. Потеря трудовой активности. Путаница в моральных и мировоззренческих установках |
Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет) | Близость к людям. Стремление к контактам с людьми | Изоляция от людей |
Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет) | Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми | Застой. Эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе. |
Поздняя взрослость (свыше 60 лет) | Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная оценка. | Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря. |