Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии

В отечественной и зарубежной психологии довольно мно­го классификаций периодизации кризисов возрастного развития. Наиболее распространенными являются периодизации раз­вития в детстве и отрочестве.

В то же время существует и периодизация развития взрослого человека. В основу периодизации детского развития, разработан­ной Л.С. Выготским, легло представление о динамике возраста:

Кризис новорожденностиМладенческий возраст (2 мес. 1год)
Кризис одного года

 

 

Раннее детство (1-3 года)
Кризис 3 летДошкольный возраст (3-7 лет)
Кризис 7 летШкольный возраст (8-12 лет)
Кризис 13 летПубертатный возраст (14-18 лет)
Кризис 17 лет

Идеи Л.С. Выготского о возрасте были развиты в отече­ственной психологии Д.Б. Элькониным. Он предложил рас­сматривать каждый психологический возраст на основе:

ведущего типа деятельности, реализующего социальные отношения;

психологических новообразований, возникающих в этот период. Д.Б. Эльконин выделил шесть периодов детского разви­тия.

Д.Б. Эльконин вводит деление психики на две сфе­ры – мотивационно-потребностную сферу и сферу операци­онально-технических возможностей. Тем самым реализует­ся тезис о противоречии между потребностями ребенка и его возможностями как движущей силе развития.

Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка на каждом этапе сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные дей­ствия не имеют смысла), а затем – операционально-техни­ческой. В человеческом действии всегда нужно видеть две сторо­ны: с одной стороны, оно ориентировано на общество, с дру­гой, – на способ исполнения.

Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, пери­одичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует дея­тельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между эти­ми двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития.

Этот закон позволяет по-новому представить периоды (эпохи) в стадии онтогенеза психики:1) период (эпоху) раннего детства Д.Б. Эльконин де­лит на две стадии – младенчество (с освоением мотивационно-потребностной сферы), открывающееся кризисом новорождённости, и ранний возраст (с освоением операционально-технической сферы) с кризисом 1-го года жизни; 2.) период детства делится на дошкольный воз­раст, открывающийся кризисом 3 лет, и младший школь­ный с его кризисом 7 лет; 3)период отрочества делится на подростковый возраст с кризисом 11-12 лет крайнюю юность с кризи­сом 15 лет. Учитывая закон периодичности в детском развитии, Д.Б. Эльконин по-новому объясняет содержание кризисов развития: 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношени­ях; 1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, которые от­крывают ориентацию в мире вещей.

Стадии развития по Э. Эриксону

Стадия развития

Нормальная линия

Аномальная линия

Раннее младенчество

(от 0 до 1 года)

Доверие к людям как взаимная любовь.

Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком.

Позднее младенчество

(от 1 года до 3 лет)

Самостоятельность, уверенность в себе

Сомнение в себе и гипертрофированное чувство стыда

Ранее детство

(около 3 – 5 лет)

Активность

Пассивность

Среднее детство

(от 5 до 11 лет)

Трудолюбие

Чувство собственной неполноценности

Половая зрелость, подростничество и юность

(от 11 до 20 лет)

Жизненное самоопределение

Путаница ролей. Потеря трудовой активности. Путаница в моральных и мировоззренческих установках

Ранняя взрослость

(от 20 до 40-45 лет)

Близость к людям. Стремление к контактам с людьми

Изоляция от людей

Средняя взрослость

(от 40-45 до 60 лет)

Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми

Застой. Эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе.

Поздняя взрослость

(свыше 60 лет)

Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная  оценка.

Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря.

Прокрутить вверх