Основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности и таланта считают Гальтона. Именно он предложил основные методы и методики, которыми исследователи до сих пор пользуются при изучении способности человека. Но самое главное – в его работах выкристаллизовались основные задачи дифференциальной психологии, психодиагностики и психологии развития, которые до сегодняшнего дня решаются исследователями.
В отечественной психологии проблеме способностей были посвящены работы С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова.
Способности человека в психологии
Способности – психологическое свойство личности, обусловленные особенным развитием функциональных органов и психологических структур, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно осваивать новые знания, умения и навыки, заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.
Виды способностей человека в психологии
Способности бывают специальные и общие.
Специальные способности
— это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств деятельности.
Общие способности
– это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями являются возможности развития у человека находчивости, сообразительности.
Совокупность общих специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность.
Определение способности
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес Теплов, он дал определение способностям. В понятии «способности» по его мнению, заключено следующее:
- Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
- Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
- В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Способности ребёнка
Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве, и продолжается в школе. В играх развивают двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, творческие способности.
Способности личности
это результат научения. И чем сильнее подкрепление, тем быстрее идет развитие.
Развитие способностей происходит поэтапно.
Структура способностей
Выделяют следующие уровни способностей:
- Репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения.
- Творческий, обеспечивает создание нового, оригинального.
Развитие способностей
Рубинштейн сформулировал основное правило развития способностей человека: развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня. Способность человека определяется диагнозом новых возможностей.
Теории способностей:
- Согласно структурному подходу способности – это базовые понятия, единицы анализа, элементы структуры. Задатки определяют область возможностей для развития способностей. Они проявляются в деятельности. Б.М. Теплов отмечал, что существует прямая связь между задатками (абсолютный музыкальный слух) и предметной спецификой.
- Функциональный подход (личностный) рассматривает способность как функциональное образование, которое появилось в связи с решением жизненной личностной задачи. Например, если испытуемый мотивирован стать музыкантом, то слух можно сформировать (псевдоабсолютный слух). Способности формируются и развиваются в деятельности путем преобразования других природных задатков.
Тесты способностей
В настоящее время нет методик, с помощью которых можно было бы с высокой степенью достоверности определить и измерить способности, особенно на ранних этапах развития человека. Тем не менее, исследователи считают возможным диагностику способностей.
Б.М. Теплов обосновывал возможность измерения способностей тем, что:
- способность есть индивидуальное свойство, которое различно проявляется у разных людей, это переменная, которую можно измерять;
- способность есть свойство, связанное с успешным освоением и осуществлением деятельности;
- успех также можно измерять;
- способности не тождественны знаниям, умениям и навыкам.
Вопросы измерения способностей изучает дифференциальная психология. Наиболее известными являются тесты, направленные на измерение умственной одаренности, общих способностей, коэффициента интеллекта. Основателем данного направления психологических измерений принято считать Ф. Гальтона (Англия). Для измерения применялись тесты – короткие испытания с целью установить наличие, степень выраженности определенного свойства.
Во Франции А. Бине предпринял попытку выявить детей с различными способностями к школьному обучению. При этом А. Бине не исследовал интеллект, а искал его показатели. В качестве критерия интеллекта выступали отличия одной группы испытуемых от другой. А. Бине установил группы заданий, которые успешно решаются детьми определенного возраста, что позволило ему диагностировать «умственный» возраст. Таким образом, показателем «умственного» возраста являлся набор заданий, которые успешно выполняются детьми определенного хронологического возраста.
Список способностей
- академические
- аналитические
- артистические
- вербальные
- гностические
- дедуктивные
- дидактические
- дипломатические
- изобретательские
- интеллектуальные
- исследовательские
- когнитивные
- коммуникативные
- конструктивные
- креативные
- лингвистические
- математические
- ментальные
- мнемические
- музыкальные
- ораторские
- организаторские
- педагогические
- перцептивные
- познавательные
- предпринимательские
- прогностические
- психофизические
- сенсорные
- суггестивные
- творческие
- телекинетические
- технические
- умственные
- управленческие
- физические
- художественные
- эмпатические
- эстетические
Фильмы о способностях
- «Август Раш» (2007)
- «Барабанная дробь» (2003)
- «Билли Эллиот» (2000)
- «Блеск» (1996)
- «Витус» 2006
- «Выбор игры» (1993)
- «Игра Эндера» (2013)
- «Испытание Акилы» 2006
- «Матильда» (1996)
- «Мысли о свободе» 2005
- «Невероятное путешествие мистера Спивета» (2013)
- «Одаренная» 2017 г.
- «Октябрьское небо» (1999)
- «Перекресток» (1986)
- «Семейка Тененбаум»
- «Слава» (2009)
- «Супер Макс»
- «Тост» 2010
- «Умница Уилл Хантинг» (1997)