Основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности и таланта считают Гальтона. Именно он предложил основные методы и методики, которыми исследователи до сих пор пользуются, но самое главное – в его работах выкристаллизовались основные задачи дифференциальной психологии, психодиагностики и психологии развития, которые до сегодняшнего дня решаются исследователями. В отечественной психологии проблеме способностей были посвящены работы С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова.
Способности – психическое свойство личности, отражающее проявления, таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности. Способности бывают специальные и общие.
Специальные- это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств деятельности. Общие способности –это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями, и являются возможности развития у человека находчивости , сообразительности. Совокупность общими специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес Теплов, он дал определение способностям. В понятии «способности» по его мнению, заключено следующее: «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого…Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей…В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».
Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве, и продолжается в школе. В играх развивают двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, творческие способности . Становление и развитие способностей это результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее идет развитие. Развитие Способностей происходит поэтапно.
Выделяют следующие уровни способностей: 1. репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения. 2. творческий, обеспечивает создание нового, оригинального.
Рубинштейн сформулировал основное правило развития Способностей человека: развитие Способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой Способность одного уровня, открывает возможности для дальнейшего развития Способностей более высокого уровня. Способность человека определяется диагнозом новых возможностей.
Существует два подхода к развитию способностей: структурный и функциональный. Согласно структурному подходу способности – это базовые понятия, единицы анализа, элементы структуры. Задатки определяют область возможностей для развития способностей. Они проявляются в деятельности. Б.М. Теплов отмечал, что существует прямая связь между задатками (абсолютный музыкальный слух) и предметной спецификой..
Функциональный подход (личностный) рассматривает способность как функциональное образование, которое появилось в связи с решением жизненной личностной задачи. Например, если испытуемый мотивирован стать музыкантом, то слух можно сформировать (псевдоабсолютный слух). Способности формируются и развиваются в деятельности путем преобразования других природных задатков.
В настоящее время нет методик, с помощью которых можно было бы с высокой степенью достоверности определить и измерить способности, особенно на ранних этапах развития человека. Тем не менее, исследователи считают возможным измерение способностей. Б.М. Теплов обосновывал возможность измерения способностей тем, что: способность есть индивидуальное свойство, которое различно проявляется у разных людей, это переменная, которую можно измерять; способность есть свойство, связанное с успешным освоением и осуществлением деятельности; успех также можно измерять; способности не тождественны знаниям, умениям и навыкам.
Вопросы измерения способностей изучает дифференциальная психология. Наиболее известными являются тесты, направленные на измерение умственной одаренности, общих способностей, коэффициента интеллекта. Основателем данного направления психологических измерений принято считать Ф. Гальтона (Англия). Для измерения применялись тесты – короткие испытания с целью установить наличие, степень выраженности определенного свойства. Во Франции А. Бине предпринял попытку выявить детей с различными способностями к школьному обучению. При этом А. Бине не исследовал интеллект, а искал его показатели. В качестве критерия интеллекта выступали отличия одной группы испытуемых от другой. А. Бине установил группы заданий, которые успешно решаются детьми определенного возраста, что позволило ему диагностировать «умственный» возраст.
Таким образом, показателем «умственного» возраста являлся набор заданий, которые успешно выполняются детьми определенного хронологического возраста.