Быть отцом сына — это очень ответственно. С давних времен на Руси сын является не просто человеком, он является продолжателем рода. Давно доказано, что личность в ребенке (не зависимо от того, девочка это, или мальчик) формируется именно под влиянием отцовского отношения. Остановимся подробнее на роли отца в воспитании сына.
Отец, несмотря на свою занятость, должен найти время для общения с ним, постоянно присутствовать в его жизни, участвовать во всех видах его деятельности. Особенно реально это в вечернее время, праздничные и выходные дни.
Необходимые сведения по вопросам пола ребенок должен получать по мере того, как тот или иной вопрос созреет и будет задан им самим. Но даже в первых объяснениях не должно быть места для сказок.
Трудные вопросы особенно часто возникают у подростков в связи с тем, что у них идет интенсивное половое развитие. Для них в этой области очень много неясного — ведь о некоторых вопросах не принято было говорить. Как раз отец может помочь сыну разобраться в непонятном, дать ему необходимые знания из области физиологии и гигиены. Подросток нуждается в совете, но стесняется обратиться за разъяснениями. Дружеское участие отца в подобных ситуациях трудно переоценить. Основным в половом воспитании нужно считать формирование у детей общепринятых социальных ролей. Особенностью этих ролей является то, что поведение детей зависит от родительского представления о типе поведения детей разного пола. Чем ярче это представление, тем последовательнее родительская позиция в воспитании, тем больше мужественных или женственных черт у ребенка.
Педагогика доказала, что воспитание с учетом пола должно осуществляться уже в детском саду. Отсутствие целенаправленного формирования представлений о мужественности, о мужчине как муже, отце ведет к неправильным ожиданиям и установкам по отношению к будущей супруге, будущей семье.
Воспитание мужчины с присущими ему чертами мужественности, осознанием того, что значит мужское достоинство, соответствующей культурой поведения нужно начинать с раннего детства. Конечно, эти качества ребенок проявляет в малом, незначительном с точки зрения взрослого человека. Но и это малое требует от мальчика больших усилий, воли, храбрости, чтобы вступиться за младшего, поступиться своими интересами ради другого, без плача перенести боль, сдержать слезы.
Виталику три года. Во дворе он играет с соседской девочкой Юлей. Они бегут наперегонки и, нечаянно столкнувшись, падают. Обоим больно. Виталик вот-вот заплачет. Отец предупреждает события: «Виталик, ты вроде заплакать собираешься? Поднимайся и помоги Юле. Она же девочка». Отец преподал сыну урок мужества. Не стоит слишком обращать внимание на собственные переживания, если кому-то труднее. А быть мужественным— значит быть сильным духом.
В воспитании важно учитывать природные качества мальчиков — любознательность, отвагу, стремление все потрогать своими руками. Отец с первых шагов ребенка должен стать для него главным авторитетом, наставником, другом. Очень важно воспитывать в мальчиках чувство ответственности за всех, кто рядом с ними. С воспитанием мужественности неразрывно связано и воспитание самостоятельности. И эта самостоятельность должна проявляться в делах и поступках. Если ребенок знает, что и зачем он что-либо делает, почему поступает именно так, а не иначе, значит, в нем посеяны зерна социально зрелой личности. Если некоторые родители думают, что все придет с возрастом, то они ошибаются. Ничто само собой не приходит.
Конечно, самостоятельность решения не исключает доброго и мудрого совета старших.
Отец и мать в воспитании мальчиков играют одинаково важную роль, но полной их взаимозаменяемости быть не может. Отсутствие отцовского влияния на мальчика трудно чем-либо компенсировать. Чувство уважения, привитое мальчику в семье, затем переносится на отношения с друзьями. По-видимому, правилам хорошего тона лучше всего учит личный пример отца, старшего брата— тех, кто может и должен давать будущим мужчинам настоящее мужское воспитание. Отцы немало могут сделать, если всегда будут помнить, что мальчик — это будущий муж и отец.
Уже маленькому мальчику отец может подсказать, когда нужно оказать кому-то помощь, в чем-то уступить, проявить такт. Он может научить, как поступить в том или ином случае при разрешении конфликтов: «настоящий мужчина никогда не боится признаться, что виноват», воспитывать у сына сдержанность: «отнять, толкнуть, обидеть младшего, девочку— недостойно мужчины». А пока сыновья маленькие, отцы могут научить их выражать мужское достоинство во внешнем поведении: уступить девочке место, пропустить ее вперед, поднять оброненный предмет, помочь там, где требуется физическая сила. Эти совсем маленькие проявления предупредительности лягут в основу отношений между детьми, а впоследствии и между взрослыми.
Необходимо учить ребят и правилам этикета, обязательным для культурного человека. Хорошие поступки, достойное поведение следует всегда поощрять добрыми словами: «Саша, ты правильно сделал, что помог бабушке перейти дорогу», «Мне было приятно видеть, как ты Татьяне Ивановне помог нести сумку».
В одной семье может быть принято такое: мама приходит с работы, а маленький сын приносит ей туфли и расспрашивает о делах. Если за столом какие-нибудь любимые сладости, мальчик предложит их сначала маме, потом сестре, а затем возьмет себе. Когда к сестре приходят подруги, то маленький рыцарь без напоминания предложит им стулья.
Прекрасным примером всегда является отец. Сын с отцом возвращаются с прогулки. Веселый сын тянется к звонку. Папа говорит: «Подожди, сынок, мама, наверное, отдыхает. Не будем ее тревожить».
Очень важно воспитать в мальчике чуткость. Чуткий человек не позволит себе кого-то обидеть, предать, сделать кому-то больно. Как же воспитать такое качество? Безусловно, для этого нужно как можно раньше развивать в детях умение слышать другого, настраивать ребенка на проявление доброты, сострадания, внимания к человеку, почаще ставить детей в такие ситуации, которые требуют определенных нравственных и физических усилий с их стороны.