Подросток и семья

Подросток и семья

Семья является разновозрастной группой, в которой подросток приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола. Рассмотрим подробнее тему подросток и семья.

Влияние семьи на подростка

Влияние семьи охватывает все стороны его личности (аффективную, когнитивную, поведенческую), продолжается практически непрерывно (с рождения и на протяжении всей жизни, в любое время года, суток и т. д.) и ощущается даже тогда, когда ре­бенок находится за пределами дома.

Реан А. А. и Коломинский Я.Л. указывают на то, что характер складывающихся отношений и степень их воздействия на подростка зависят от множества факторов:

Это, во-первых, сложившиеся к этому времени индивидуальные личностные свойства подростка, представляющие собой результат сложного взаимодействия генетических (унаследованных от родителей и прародителей) и средовых факторов.

Во-вторых, «семейные» факторы, в частности психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые и коммуникативные аспекты взаимоотношении, а также психосоциальные качества родителей, стиль семейного воспитания, характер взаимоотношений с братьями и сестрами, материальное и социальное положение семьи, уровень образования родителей и многое другое.

В-третьих, нельзя не учитывать и собственную активность подростка. Он — не просто продукт воспитания, он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. Социальный опыт, получаемый в семье, активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.

Подросток и семья: роль семьи в жизни подростка

H.Л. Москвичева и А.А. Реан считают, что по сравнению с другими институтами социализации у семьи есть свои особенности. Прежде всего, семейные взаимоотношения подростка имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прошлых этапах воспитания.

И.С. Кон утверждает, что на протяжении всего периода взросления родители являются для ребенка чрезвычайно значимыми людьми, причем выступают для него в разных «ипостасях»:

  1. Родители — источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным. Эта поддержка особенно важна, потому что подросток вступает в фазу интенсивного формирования Я-концепции, нередко сопровождающуюся противоречивыми переживаниями, полярными оценками, острым чувством неполноценности, неумением адекватно и конструктивно реагировать на неудачи.

В этих условиях именно семья способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником постоянной оптимистической поддержки, вселяющей в подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки качеств подростка. Взаимодействие подросток и семья, может спо­собствовать снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в новых или стрессовых ситуациях.

  1. Родители — директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний и поощрений. Зависимость подростка от семьи еще достаточно велика. Родители — это «верховная власть», от кото­рой зависит удовлетворение значительной части его потребностей, в том числе материально-бытовых, что в подростковом возрасте имеет особое значение, так как в этот период положение в коллективе сверстников во многом определяется наличием престижных вещей, одежды и т. п.
  2. Родители — образец, пример для подражания, воплощение лучших личностных качеств, модель взаимоотношений с другими людьми. Как пишет Ф. Райе, в подростковом возрасте родители уже не являются для подростка таким абсолютным авторитетом, как в детстве. Дети начинают воспринимать родителей более критично. Стремление к подражанию и степень идентификации с родителями заметно снижаются, а в качестве примера и модели для подражания начинают выступать и другие люди: знакомые, сверстники, популярные личности.

Вместе с тем, говорит Ф. Райе, подростки хотят иметь таких родителей, которые «подают хороший пример для подражания», подростки «хотят гордиться своими родителями, видеть их людьми, которыми можно восхищаться», и тогда они, как правило, чувствуют себя в этом мире достаточно комфортно.

  1. Родители являются источником знаний, жизненного опыта, друзьями и советчиками в решении сложных жизненных проблем. Важнейшей функцией родителей в подростковом возрасте является помощь ребенку в решении сложных жизненных проблем, объяснение, информирование, содействие в формировании оценки самых разных сторон жизни. Подросток вступает в период интенсивного овладения социальными ролями взрослого человека, его круг общения быстро расширяется, и при всей тяге к самостоятельности подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Эта роль родителей ощущается и самими подростками.

И.С. Кон утверждает, что по мере взросления ребенка соотношение этих функций и их психологическая значимость изменяются. Он же говорит о том, что подростковый возраст — период эмансипации ре­бёнка от родителей, достижение определенного уровня автономии, независимости от них. Этот процесс в системе подросток и семья является сложным и многомерным, и включает, как минимум, три аспекта: эмоциональный, поведенческий и нормативный.

Обязанности подростка в семье

Обязанности подростка в семье могут отличаться в зависимости от культуры, традиций и семейных ценностей. Однако, есть несколько общепринятых обязанностей, которые рекомендуется выполнять в отношениях подросток и семья:

  • Участие в выполнении семейных дел, таких как уборка, приготовление пищи, забота о домашних животных и т.д.
  • Соблюдение правил и норм, установленных в семье (например, время прихода домой, использование гаджетов в определенное время, ограничения в питании, передвижении и т.д.)
  • Уважительное отношение к другим членам семьи и их мнению.
  • Помощь в уходе за братьями и сестрами, если они есть.
  • Принятие ответственности за свои поступки и поведение, а также за свое обучение и личное развитие.
  • Участие в семейных мероприятиях и совместных развлечениях.
  • Проявление заботы и поддержки к родителям и другим членам семьи в трудные моменты.
  • Соблюдение чистоты и порядка в личных вещах и в общих пространствах.
  • Помощь в хозяйственных вопросах, таких как покупка продуктов, оплата счетов и т.д.
  • Уважение к семейным ценностям и традициям.

Права подростка в семье

Подросток также имеет права в семье. Некоторые из них включают в себя:

  • Право на уважение и свободу от насилия и дискриминации.
  • Право на выражение своих мнений и идей, а также на участие в семейных обсуждениях и принятии решений.
  • Право на личное пространство и конфиденциальность, например, в отношении личной переписки и личных вещей.
  • Право на образование и возможность получения знаний и навыков, необходимых для успешной жизни и карьеры.
  • Право на участие в социальной жизни и свободу в выборе своих друзей и общества.
  • Право на здоровый образ жизни и доступ к медицинской помощи и здоровому питанию.
  • Право на уважение к своей личности и индивидуальности.
  • Право на равенство перед законом и защиту от произвола и насилия.
  • Право на принятие решений, касающихся своей жизни и будущего, в том числе выбора профессии и места жительства.
  • Право на любовь и заботу от родителей и других членов семьи.

Поведение подростка в семье

В теме подросток и семья, на первое место выходит эмоциональная эмансипация — перестройка всей системы эмоциональных отношений подростка, избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей, появление значимых эмоциональных отношений с другими людьми.

В переходном возрасте эмоциональная зависимость от родителей начинает тяготить подростка. Созревает необходимость построения новой, собственной сложной системы эмоциональных отношении, основанных на взаимопонимании, привязанности и уважении и свободных от зависимости, такой системы, центром которой является сам подросток, а не его родители.

Отношения с родителями продолжают занимать в этой системе значительное место, но в нее включаются теперь и эмоциональные отношения к другим людям — дружба, любовь.

М. Клее утверждает, что стремление освободиться от эмоциональной зависимости от родителей у девочек выражено меньше, чем у мальчиков, иногда до такой степени, что это «представляется им вообще неважным».

Девочки более согласны с родительскими требованиями и больше озабочены поддержанием эмоциональных отношений с семьей. Мальчики более решительно противостоят своей семье и часто используют группу сверстников как средство поддержки своих попыток достичь независимости.

И.С. Кон определяет нормативную эмансипацию как формирование у молодых людей своей системы норм и ценностей, нередко отличающейся от тех, которых придерживаются его родители.

И.С. Кон рассматривает поведенческую эмансипацию как стремление освободиться от контроля со стороны родителей, отстаивание права на принятие собственных решений без внешнего руководства.

В старших классах подросток уже сам решает достаточно широкий круг вопросов: распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга, стиль одежды и т.п. вместе с тем степень поведенческой эмансипации от родителей у подростков может значительно отличаться в разных сферах: в более серьезных вопросах, например, в выборе стратегии образования, они подчиняются родителям.

Таким образом, Райе Ф. полагает, что стремление к поведенческой автономии имеет относительный характер. В действительности подростки не стремятся к полной свободе, потому что не знают, как ею воспользоваться. Подростки нуждаются в том, чтобы свобода давалась им постепенно, по мере того, как они научаются ею пользоваться. Поведенческая эмансипация подростка в наибольшей степени пугает и волнует родителей и часто становится причиной конфликтов в семье.

Проблемы подростков в семье

Как отмечают Р.Т.Байярд, Дж.Байярд, проблема регуляции поведения подростков заключается в том, что родителям очень трудно делегировать ответственность за собственное поведение детям. Действия родителей продиктованы беспокойством за будущее своих детей, но парадокс заключается в том, что, если их контроль успешен, ребенок может упустить возможность лучше освоить самостоятельный образ жизни. Проблемы взаимоотношений с родителями начинают беспокоить подростков уже с 12 лет, но достигают наибольшей остроты в возрасте 13 и 14 лет.

Основной психологической задачей подросткового периода является достижение определенного уровня автономии подростка от семьи. В этом возрасте происходит перестройка всей системы эмоциональных отношений подростка, формирование собственной системы норм и ценностей, отстаивание права на принятие собственных решений. Практически во всех вышеперечисленных аспектах направление развития «от семьи».

В этот период подросток остро нуждается в поддержке и одобрении со стороны семьи, но часто, он такой поддержки бывает лишен.

Сложность заключается в том, что пройти этот период безболезненно и полноценно ребенок может только в том случае, если семья ему в этом поможет, а, когда семья не готова к такой помощи, в силу разных причин (нежелание семьи «отпустить» ребенка, неготовность передать ему ответственность, собственные нерешенные личностные или супружеские конфликты родителей), отношения между родителями и детьми нарушаются и возникают конфликты.

Усвоенный в родительской семье неясный и конфликтный стиль коммуникации впоследствии воспроизводится человеком при создании собственной семьи.

Отношение подростков к семье

Ценностная система личности начинает складываться в подростковом возрасте, так как к этому времени ребенок уже накапливает определенную сумму знаний, приобретает способность к логическим рассуждениям, абстрагированию, у него возникает потребность в осознании своей личности, своего места среди других людей.

Семья является одним из мощнейших факторов формирования ценностной системы подростка, однако нельзя не учитывать влияния и других внесемейных факторов: нормы и ценности референтных групп, в которые включается подросток, стабильность (нестабильность) социально-экономической обстановки и др.

Райе Ф., анализируя исследования, утверждает, что влияние родителей на ценностные ориентации детей сильнее в тех семьях, где существует эмоциональная поддержка и взаимное понимание, частое и интенсивное общение, где последовательно поддерживается семейная дисциплина в форме душевного общения и убеждений с помощью слов, а не насаждаемого извне контроля.

При неблагополучных отношениях в семье влияние внесемейных факторов на формирование ценностных представлении подростка усиливается.

Кон И.С. ссылается на то, что по оценке старшеклассников, уровень понимания со стороны родителей, легкость общения и собственная откровенность с ними резко снижается от 7-го к 9-му классу, и по всем этим параметрам родители значительно уступают друзьям — сверстникам опрошенных.

Д.Я. Райгородский подчеркивает, что подростки чётко разграничивают «сферы влияния» родителей и сверстников. Обычно от родителей они воспринимают систему ценностных ориентации, моральных принципов и норм поведения, обращаются к ним по поводу проблем, относящихся к фундаментальным аспектам социальной жизни. Что же касается сверстников, то чаще всего подростки советуются с ними по частным, конкретным, «сиюминутным» вопросам.

Заключение

Таким образом, мы разобрали тему «Подросток и семья». Рассмотрели роль и влияние семьи. Права и обязанности подростка. Особенности поведения, проблемы и отношение подростка к семье. Подробнее об особенностях семьи с ребенком подросткового возраста смотрите в статье Семья с подростком.

Прокрутить вверх