Подростковый период является одним из самых сложных и значимых этапов в жизни человека. Рассмотрим ключевые особенности подросткового периода.
Подростковый период (годы)
Подростковый период обычно начинается в примерно 10-12 лет и продолжается до 18-20 лет. Однако, возрастные границы могут немного варьироваться в зависимости от индивидуальных различий и культурных особенностей.
С прогрессом развития технологий связано расширение временных рамок подросткового возраста — период между младшим школьным возрастом и окончательным получением специальности. Подростковая стадия становится всё более заметной и является каким то особым способом существования между детством и взрослостью.
Анализируя подростковый период, А.А. Реан пишет о том, что одной из главных характеристик возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных учреждениях. Одновременно ребенок всё больше входит в жизнь общества. У него появляются новые обязанности. В то же время происходит завершение ориентации ребенка на «мужскую» и «женскую» деятельность, в зависимости от его пола. Более того, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.
Ведущая деятельность в подростковом периоде
Ведущей деятельностью в подростковом периоде становится личностное общение с ровесниками. В начале этого периода подростки активно взаимодействуют с другими людьми, осознанно экспериментируют с отношениями (например, ищут друзей, разрешают конфликты, меняют компании). Вся эта сфера становится отдельной и относительно самостоятельной частью их жизни.
Начинается поиск собственной идентичности, развитие социальных навыков и формирование личностных ценностей. В это время подростки активно исследуют свои интересы, участвуют в общественной и социальной жизни, устанавливают близкие отношения с друзьями и ищут свое место в обществе. Они также начинают принимать более самостоятельные решения и развивают свое критическое мышление.
Подростковый возраст — период развития
Тайсон Р. и Тайсон Ф. рассматривают подростковый возраст как период вторичной индивидуации ребенка, которая включает в себя два взаимно переплетающихся процесса:
- отделение, или сепарация;
- отказ от родителей как главных объектов любви и нахождение заместителей вне семьи.
Особенности подросткового периода
С.И. Розум говорит о том, что поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным социальным положением подростка, а так же сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями.
Дейниченко Л.Б. пишет о том, что основная проблема подростков — это установление равноправных взаимоотношений с взрослыми в связи с появлением специфического новообразования самосознания подростка — чувства взрослости. Именно в подростковом возрасте начинает укрепляться протест против диктата взрослых, обостряется потребность эмансипации от родителей, что часто становится причиной нарушения подростками нормативного поведения.
Психологические изменения подростка
А.А. Реан отмечает, что ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности. Он же указывает на то, что в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.
А.Г. Маклаков констатирует, что в старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.
Физиологические особенности ребёнка в пубертате
А.А. Реан указывает на то, что в подростковый период в связи с быстрым развитием организма возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для детей этого возраста характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и соответственно настроения. При этом ребенок может длительное время переносить физические нагрузки, связанные с его увлечениями (например, играть в футбол), и одновременно с этим в относительно спокойный период времени «падать от усталости». Особенно часто это проявляется в отношении интеллектуальных нагрузок.
Он же обращает наше внимание на то, что развитие эмоциональной сферы протекает очень бурно: для подростков характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств.
Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — всё это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д.
Поведенческие особенности подросткового возраста
Коренные преобразования происходят в строении мотивационной сферы: она приобретает иерархический характер, многие интересы принимают характер стойкого увлечения. Теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Наблюдается повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. Так же наблюдается возникновение мотивов и потребностей, обусловливающих различные поведенческие отклонения, такие как наркомания, курение, алкоголизм, преступное поведение. В этот период у подростков активно формируется самосознание, самооценка и в целом Я — концепция.
Особенности самооценки подростка
А.А. Реан и Е.И. Петанова указывают на то, что подростковый период очень важен в развитии Я — концепции, в формировании самооценки, как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.
В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.
Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я — концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
Д.И. Фельдштейн указывает на то, что психологические задачи формирования личности подростка обусловливают его эмоциональную, поведенческую и нормативную эмансипацию от родителей. Проблемы в отношениях родителей и подростков чаще всего касаются социальных контактов подростка, его внешнего вида, поведения в школе и семье, однако в целом большинство подростков характеризуют эти взаимоотношения положительно, более доверительно общаясь с матерью, чем с отцом.
С.И. Розум пишет о том, что стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Наряду с очевидным полоролевым разделением наблюдается так же образование смешанных подростковых групп.
Он так же указывает, что актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых (реакция эмансипации), что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако, по мнению автора, полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку ещё не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои права и поступки.
С.И. Розум отмечает, что на формирование личности в подростковый период существенное влияние оказывает процесс полового созревания. Прежде всего, у молодых людей отмечается бурный физический рост организма, который выражается в изменении роста и веса, сопровождающийся изменением пропорций тела. Интенсивный рост скелета опережает развитие мускулатуры. Всё это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в этот период неуклюжими, неловкими.
Подростково-юношеский период
Дандарова Ж.К. пишет о том, что в возрасте от 11 до 19 лет происходят коренные преобразования в строении мотивационной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.
Ж.К.Дандарова указывает на то, что в мотивационной структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе. Она же говорит о том, что существенные преобразования происходят в характере мотивации учебно-познавательной деятельности подростков. Учёба начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений.
Этот же автор утверждает, что другой особенностью мотивационной сферы подростков является возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.
Подростковый период у девочек и мальчиков
Розум С.И. говорит о том, что одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. Обнаруживаются четко выраженные тендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков. Завершается окончательная сексуальная ориентация подростков. Появляются вторичные половые признаки. Так у мальчиков меняется голос, отмечается увеличение волосяного покрова на лице. Соответствующие изменения происходят и у девочек.
А.А. Реан указывает на то, что в связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному.
Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина и Т.Ф. Велента приходят к выводу, что подростку предстоит пройти свои кризис идентичности. При этом пребывание только в социальной роли дочери или сына становится уже недостаточно для того, чтобы адаптироваться к взрослой жизни. В результате он находит новые модели жизни, расширяя сферу своих социальных контактов и выходя за пределы семьи. Фактором, облегчающим этот процесс, является наличие поддержки со стороны семьи и уверенность в её стабильности и надежности.
Таким образом, те качества и свойства личности, с которыми ребенок подходит к подростковому возрасту, в этот период качественно изменяются и перестраиваются. Подросток как бы систематизирует и фильтрует полученные ранее навыки, знания и способы взаимодействия, пропускает через призму своих ценностей и потребностей. Фактически в этот период что-то добавить и привнести уже поздно. Единственным социальным институтом, который реально еще может влиять и вносить коррективы в выстраивающуюся систему, является семья. Но положительное воздействие становится возможным только в случае сохранения дружеских и доверительных отношений между родителями и подростком.
Ведущая деятельность подросткового периода
Ключевыми занятиями в подростковом возрасте, по мнению Д. Б. Эльконина, являются интимное и личное общение со сверстниками. В раннем подростковом возрасте коммуникативная деятельность, сознательное переживание собственных отношений с окружающими (поиск друзей, выяснение отношений, конфликты и примирение, смена компании) выделяются в относительно независимой сфере жизни. Основная потребность этого периода — найти свое место в обществе и быть «важным»- достигается в сообществе.
Иной взгляд на природу основной деятельности подросткового периода у Д. И. Фельдштейна. Он считает, что социально полезная, признанная и одобренная обществом деятельность имеет первостепенное значение в умственном развитии подростков. Общественная деятельность может быть представлена как:
- образовательная
- педагогическая
- промышленная
- трудовая
- организационная
- социальная
- художественная
- спортивная.
Мотивация подростков к социально полезной деятельности заключается в том, чтобы быть лично ответственными и независимыми. Отношение к такой деятельности меняется на разных этапах подросткового периода.
В возрасте от 9 до 10 лет у детей развивается желание самоутверждения и самопознания во взрослом мире. Главное в 10-11 лет-это оценка других собственных способностей. Отсюда и поиск занятий, которые приносят реальную пользу и признаются публикой, с акцентом на классы, аналогичные классам для взрослых. Накопив опыт в различных видах социально полезной деятельности, дети 12-13 лет осознают свои права и необходимость быть включенными в общество при условии, что они играют определенные важные роли в возрасте 14-15 лет, подростки занимают определенные социальные позиции, которые демонстрируют их способности и реагируют на потребность в самоопределении. Прилагаются усилия, чтобы социально значимая деятельность как основной вид деятельности подростков должна быть сформирована намеренно. Особая организация, особое построение социально полезной деятельности, основанной на моральном сотрудничестве, мотивации новых уровней, реализации отношения подростка к системе «я и общество».
Период жизни подросткового возраста
Анализ литературных источников показал, что в подростковом возрасте происходят качественные изменения практически всех сфер личности ребенка. Происходит дальнейшее развитие познавательных процессов: наиболее существенные изменения наблюдаются в интеллектуальной сфере. Бурно протекает развитие эмоциональной сферы: характерна резкая смена настроении и переживании, повышенная возбудимость, импульсивность.
Кризисы подросткового периода
В подростковом периоде часто возникают различные кризисы, связанные с физическим, эмоциональным и психологическим развитием. Вот некоторые из них:
1. Кризис идентичности. Подростки начинают задаваться вопросами о своей личности, целях и ценностях. Они ищут свое место в обществе и определяют, кем они хотят быть. Неопределенность и поиск идентичности могут вызвать внутренние конфликты и сомнения.
2. Эмоциональный кризис. Подростки часто испытывают эмоциональные колебания, как результат гормональных изменений и стрессовых ситуаций. Они могут чувствовать себя неуверенными, раздражительными, а также страдать от чувства грусти или одиночества.
3. Кризис самооценки. В подростковом периоде многие начинают сравнивать себя с другими и сомневаться в своих способностях и внешности. Это может привести к низкой самооценке и неуверенности.
4. Социальный кризис. Подростки сталкиваются с изменениями в своих социальных отношениях, включая дружбу, романтические отношения и отношения с родителями. Конфликты и непонимание могут возникать в результате стремления к независимости и установления своей личности.
5. Кризис выбора. В подростковом возрасте часто возникают важные решения, связанные с образованием, карьерой и будущим. Подростки чувствуют давление и страх перед принятием неправильного решения.
Важно помнить, что кризисы подросткового периода являются нормальной частью развития и могут быть преодолены с поддержкой и пониманием со стороны взрослых.
3 периода подросткового возраста
В подростковом возрасте можно выделить три основных периода:
Ранний подростковый период
Этот период обычно начинается примерно в 10-12 лет и продолжается до 14-15 лет. В это время подростки начинают проходить через физические изменения, такие как рост, развитие половых признаков и изменение голоса. Они также начинают формировать свою идентичность и сталкиваются с новыми социальными ситуациями и требованиями.
Средний подростковый период
Этот период обычно охватывает примерно 14-16 лет. В это время подростки сталкиваются с большими эмоциональными и социальными изменениями. Они начинают активно искать своих друзей, развивают более сложные социальные навыки и начинают формировать более стабильные и близкие отношения. Поиск собственной идентичности и самоопределение продолжаются.
Поздний подростковый период
Этот период обычно начинается примерно в 16-18 лет и продолжается до 18-20 лет. В этот период подростки обретают большую самостоятельность и ответственность. Они принимают более серьезные решения относительно образования, карьеры и будущей жизни. Возникают новые вызовы, связанные с переходом во взрослую жизнь, такие как поступление в университет или начало работы.
Важно отметить, что эти периоды могут немного различаться у разных людей в зависимости от индивидуальных особенностей и культурных контекстов.
83 психологических методики для
диагностики подростков от 11 до 17 лет
в одном издании!
Стимульный материал методик в хорошем цифровом качестве и уже подогнан по размерам страниц А4.
Содержание сборника смотрите здесь