Структура возрастной психологии (разделы)
Разделы возрастной психологии — это структурные компоненты науки, раскрывающие те или иные особенности человека на определенном этапе жизни.
Возрастная психология делится на такие разделы
1) Психология детства — период жизни от 0 до 11 лет. Здесь изучают период новорожденности 0-2 месяца. Младенчества от 2-х месяцев до 1 года, раннее детство от 1-3 года, дошкольный период 3-6,7лет, младшее школьное детство до 11 лет.
2) Подростковый возраст (от 11 до 15 лет). Этап перестройки личности.
3) Юность (от 15 до 25 лет). Этап профессионального самоопределения.
4) Акмеология –наука о зрелом человеке ( с 25 до 60 лет).
5) Геронтология –наука о старении ( с 60 лет и выше).
В каждом разделе человек рассматривается с 4 позиций:
- Социальная ситуация развития на каждом возрастном этапе — то окружение, которое влияет на психологическое личностное развитие: семья, сверстники, значимые люди, СМИ, социально-культурные традиции (ввел Выгодский).
- Психологические новообразования — положительные или отрицательные изменения в личности человека (ввел Выготский).
- Ведущий вид деятельности — та деятельность, которая является доминирующей на определенном этапе жизни (ввел Леонтьев).
- Позиция группирования или общения — стремление человека к общению (ввел Петровский).
В разделах рассматриваются факторы, определяющие психическое развитие:
1) биологический (наследственный) – конституция тела, сила ЦНС, темперамент, и т.д.
2) Социальный — воспитание в семье, сверстники, учителя.
3) Психологический — развитие познавательных возможностей, овладение навыками; развитие личностных основ – произвольность поведения, умение управлять им и т.д.
И такие факторы: Эпоха, культура, язык, деятельность человека, экология.
Этапы развития возрасной психологии
- Зарождение науки – связан с возникновением идей о развитии человека в древности (Аристотель, Платон, Гиппократ).
- Эпоха возрождения — активно развиваются точные науки (Демокрит).
- Начало 19 века. Зарождается возрастная психология как наука за рубежом и в России.
- 1907-1917 гг — этап разработки методологии. Определяются принципы науки, разрабатываются методы исследования и созываются впервые съезды психологов, выходят серии психологических книг.
- Этап консолидации (объединения) до 1928 года, идет объединение и течение направлений психологий. Выделяется 2 критерия : биологизаторский и социагинетический, открываются лаборатории в России (Бехтерева, Челбанова). Выходят работы Выгодского.
- Этап нападок на науку до 60-х годов. Разделение её на 2 лагеря: 1 — легальная возрастная психология, ученые, которые работают открыто и свои работы осуществляют по социальным заказам. 2 — нелегальные — люди эмигрировали за границу, либо изучали труды, которые были неугодны государству.
- Возрождение возрастной психологии (до 90-х годов 20 века). Активизируются практические исследования, открываются факультеты психологии, кафедры, издаются специальные пособия и возрастная психология включается в учебный план ВУЗов
- Современное состояние науки (конец 20 начало 21 века). Расширяется структурное содержание науки, происходят исследования разных возрастных групп, их особенности, условия развития и описывается психология помощь на каждом возрастном этапе.