Шизофрения у детей и подростков

Шизофрения у детей и подростков

Шизофрения — одно из частых психических заболеваний с очень сложной психопатологической картиной заболевания. Эта болезнь может начинаться как в ранний, так и в поздний период жизни. Шизофрения у детей и подростков сопровождается в первую очередь характерными нарушениями мышления, эмоций и воли, приводит к специфическому дефекту психики и личности в целом.

Шизофрения у детей и подростков симптомы

Шизофрения у детей и подростков проявляется по-разному и может иметь различные симптомы.

  1. Галлюцинации: звуковые, зрительные или тактильные восприятия, которые не являются реальными.
  2. Бред: неправильные убеждения, которые не имеют под собой научного или логического обоснования.
  3. Разобщенность мышления: нарушение логической связи между мыслями и идеями.
  4. Нарушения мышления: трудности с пониманием и оценкой реальности.
  5. Отсутствие эмоций: отсутствие проявления эмоций или несоответствующее проявление эмоций.
  6. Отказ от обычных занятий и друзей: отказ от общения с друзьями, снижение активности и участия в обычных занятиях.
  7. Нарушения сна: изменение режима сна и бодрствования.
  8. Нарушение питания: изменение аппетита и веса.

Нередко в начале заболевания у больных появляется своеобразная склонность к символике в мышлении, которая придает оригинальность и нестандартность высказываниям, побуждает их к поэтическому творчеству. Занимаясь творчеством они стремятся к схематизации, к совмещению несовместимых друг с другом деталей. Помимо этого наблюдается выраженное резонерство (бесконечные споры по любому поводу, начинают писать научные трактаты не имея необходимых знаний).

Больные часто жалуются на обрыв мысли, при которых они как бы забывают то, о чем только что говорили, с чувством пустоты в голове. Помимо этого возникают и наплывы мыслей, как бы насильно вторгающихся. Наблюдается персеверация отдельных мыслей и слов. Часто у больных бывает синдром психического автоматизма в виде явления открытости собственных мыслей. У взрослых также наблюдается образование сверхценных и бредовых идей.

Из эмоциональных нарушений вначале заболевания нередко отмечается своеобразная ранимость и чувствительность к событиям, которые непосредственно больного или его близких не касаются (при просмотре фильма, прочтении книг), а к близким равнодушны. Они проявляют неадекватность в эмоциях, их мимика зачастую выглядит парадоксально.

Волевая активность на первых этапах заболевания нередко достаточно высокая, но преимущественно направлена на реализацию каких-либо односторонних интересов влечений. В других сферах волевая активность не применяется.

При дальнейшем развитии заболевания и его усугублении наблюдается дезорганизация мышления, то есть рвется логическая связь вначале между отдельными умозаключениями, затем между отдельными фразами и, наконец, внутри фразы между словами при относительной сохранности закономерностей языковых отношений в высказываниях.

Больные утрачивают способность к тонким переживаниям и выражению чувств, при сохранении способности к выражению элементарных эмоций (эмоциональная тупость). Постепенно появляются элементы двигательно-волевых нарушений в виде кататонической симптоматики; персеверации и стереотипии в речи и движениях, эхосимптомы, явления кататонического ступора (характеризуется молчанием (мутизмом), обездвижением и повышением мышечного тонуса.

Развивается абулия — больные абсолютно безынициативны, бездеятельны и вовлечь их в какую-нибудь содержательную деятельность даже на короткое время почти не удается.

Особенности протекания шизофрении у детей с нормальным или с опережающим развитием

Часто шизофрения начинается у детей, несколько опережающих сверстников в развитии. Это особенно заметно на их вербальном развитии. В два, два с половиной года дети знают много сказок, стихотворений, проявляют осведомленность в какой либо сфере, нередко могут уже читать и считать. Многие неплохо пишут стихи, рефераты по изученному вопросу.

Игры носят нередко однообразный и необычайный характер, отвлечь от таких игр очень трудно, дети сердятся, кричат, не хотят идти есть, гулять или поменять игру.

В играх с образным фантазированием то же наблюдается идеотематичность. Например, девочка в течение трех лет представляла себе дом с многими комнатами, в которых помещала своих подруг и близких, они в свою очередь совершали различные действия.

Иногда проявляются однообразные движения (подпрыгивание, кручение какого-нибудь предмета).

Начало шизофрении нередко проявляется в виде так называемых зарниц. Они характеризуются внезапным возникновением безотчетного страха — дети мечутся, кричат, плачут, либо проявляют ужас перед предметами или явлениями, к которым раньше относились спокойно (например, неожиданно начинают бояться вешалки). Могут возникнуть кататонические симптомы.

Наряду с высоко развитым вербальным интеллектом у детей обнаруживается неловкость мелкой моторики, неуклюжесть движений. Обладая направленными способностями, хорошей речью, дети, тем не менее, слабо учатся в школе, у них не обнаруживается интереса к занятиям. При богатом интеллекте они слабо реализуют его на практике.

У детей становятся неадекватными эмоциональные реакции — обладая повышенной чувствительностью, что проявляется в бурных слезах при просмотре кинофильмов, прочтения книг с многократным воспоминаниями об этих эпизодах в дальнейшем, они в то же время проявляют холодность по отношению к своим родителям и знакомым, либо проявляется чрезмерная зависимость к одному из члена семьи.

На первых этапах болезни часто появляется изменение поведения в виде проявления ненависти к близким, которых он до этого любил. Резко нарастает погружение в мир фантазий и игр, причем дети перестают рассказывать о их содержании.

Когда происходит утяжеление заболевания — падает активность и инициативность детей. Нарастает количество разнообразных двигательных стереотипий. Их некогда продуктивная и яркая речь становиться выхолощенной, резонерской (спорят по любому поводу). Творчество становится монотонным, например, рисует один и тот же сюжет. В речи появляется разорванность, персеверации. Часто появляются навязчивые мысли и действия. Например, больной 13 лет; ‘‘…Ко мне в последнее время стали приставать мысли схватить острый предмет и убить маму. Я регулирую эти мыслишки — чтобы их вывести, нужно щелкнуть пальцами два раза и сказать время…’’ То есть у данного больного есть не только навязчивые мысли но и способ борьбы с ними — ритуалы.

При резком обострении развивается тревога, страх, могут появиться отрывочные галлюцинации (чаще зрительные реже слуховые), возникают бредоподобные фантазии, отчаяние, иногда суицидные мысли и действия.

После острого приступа болезни в подростковом возрасте нередко наступает заметный дефект психики, который делает невозможным дальнейшее обучение в массовой школе и его переводят во вспомогательную, где им занимаются дефектологи.

Особенности развития шизофрении у детей с негрубым отставанием в развитии и на фоне умственной отсталости

Шизофрения может развиваться и у детей с негрубым отставанием в психическом развитие. В таком случае, начинаясь в дошкольном , младшем школьном или подростковом возрасте, шизофрения чаще протекает медленно, непрерывно с постепенным нарастанием главным образом негативной симптоматики в виде эмоциональной тупости, абулии с отсутствием всяких интересов и увлечений, а также снижения продуктивности мышления благодаря резонерству с элементами разорванности, персевераций и стереотипий. Длительное время такие отклонения рассматриваются как лень, и только когда становится очевидным заболевание родители обращаются к врачу.

Шизофрения может возникнуть и у детей с умственной отсталостью (‘привитая’, ‘пфропфшизофрения’). Приступ болезни обычно сопровождается немотивированным страхом, разнообразными кататоническими проявлениями, а у более старших могут возникнуть бредоподобные высказывания, эти идеи отличаются монотонностью, отсутствием поиска доказательств своей правоты.

Течение болезни на фоне олигофрении отличается злокачественностью, резко утяжеляя проявления интеллектуальной недостаточности, разрушая с трудом созданные адаптивные возможности ребенка и его школьные знания и навыки, приобретенные во вспомогательной школе.

Таким образом, в каком бы возрасте ни началась шизофрения и как бы она не протекала рано или поздно наступает тяжелый дефект психики, нарушающий возможность больного самостоятельно жить в обществе; они нуждаются в систематической психиатрической и дефектологической помощи.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх