Педагогическая система Макаренко

Педагогическая система А.С. Макаренко

Антон Семёнович Макаренко — выдающийся советский педагог, создавший оригинальную и эффективную систему воспитания – педагогическая система Макаренко. Рассмотрим подробнее ключевые аспекты и ее значение для современной педагогики.

Педагогическая система Макаренко кратко

Антон Семёнович Макаренко (1888-1939) — выдающийся советский педагог, создатель оригинальной системы, основанной на идее воспитания в коллективе и через коллектив. Антон Семёнович разработал эффективные методы воспитания, которые включают в себя требовательность, уважение личности, создание перспектив, систему самоуправления, традиции и ритуалы, а также сочетание учительского руководства и самодеятельности воспитанников.

Несмотря на то, что концепция Макаренко была сформирована в советский период, многие ее ключевые принципы и методы сохраняют свою актуальность и востребованность в современном мире.

Система А.С. Макаренко и современность

Развитие самоуправления учащихся, использование традиций и ритуалов, сочетание высоких требований к личности с уважением ее достоинства — эти аспекты макаренковской педагогики успешно применяются в работе многих современных школ, детских домов и других образовательных учреждений. Более того, ряд инновационных методов, предложенных Антоном Семёновичем, таких как «метод параллельного действия» и «метод завтрашней радости», продолжают вдохновлять современных педагогов на поиск эффективных путей воспитания и развития подрастающего поколения.

Таким образом, система Макаренко сохраняет свое значение как одно из выдающихся достижений мировой педагогической мысли, сохраняющее свою актуальность и в современных условиях.

Современная трактовка системы А.С. Макаренко

Утвердившимся в образовании в 30-е гг. командно-административным методам управления Антон Семёнович противопоставил педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Его наследие и опыт приобрели всемирное признание.

А.С. Макаренко —  педагог-новатор, обогативший современную советскую педагогику ценными идеями методами и приемами (системой перспективных линий, принципом параллельного действия, стилем и тоном педагога, дал новое толкование ряду педологических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее).

Был сторонником систематического преподавания учебных предметов, отрицательно относился по всякого рода прожектерству в методике обучения — к дальтон-плану, методу проектов и т.п.

Горячо выступал против извращений в вопросе о трудовом воспитании.  Он возражал против заимствованного некоторыми педагогами из американской прагматической педагогики неправильный лозунг «труд как центр всей школьной работы», когда главным в жизни школы являлся труд в ущерб знаниям.

Педагогическая система Макаренко — главная идея 

— вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма.

Он считал, что воздействовать на отдельную личность можно только действуя через коллектив (это положение он назвал принципом параллельного действия), членом которого является эта личность. Это положение он назвал принципом морального действия. Одним из важнейших законов он считал закон движения коллектива.

Впервые в педагогике выдвинул и разработал важнейший принцип, который назвал системой перспективных линий. Педагог должен уметь увлечь всех воспитанников и каждого из его участников определенной целью, достижение которой требует усилий труда и дает удовлетворение.

Искусство педагогики, по мнению А.С Макаренко, заключается в том, чтобы сочетать свое руководство и требования с большими реальными правами коллектива, развитие которого должно происходить постоянно, и должно управляться педагогами.

Антон Семёнович отводил важную роль игре, которая в детском возрасте имеет большое значение. Игры должны быть пропитаны жизнью и находить свое выражение в эстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки).

Необходимым фактором воспитания у А.С. Макаренко является труд. Трудолюбие не дано ребёнку от природы, а воспитывается в нем.

В течении 3-4 лет он создал образцовое воспитательное учреждение — «трудовую колонию им. А.М. Горького». В 1926 г. число воспитанников достигло 120 человек.  В 1927 г. Антон Семёнович учавствовал в организации детской трудовой коммунны им. Дзержинского, где использовал новые методы трудового воспитания.

Педагогическая система Макаренко: педагогические принципы

Ключевые принципы:

  1. Воспитание в коллективе и через коллектив

— Он рассматривал коллектив как основную среду воспитания, где формируется личность ребенка.

— Коллектив выступает не только как средство воспитания, но и как цель — Макаренко стремился создать его сплоченным и организованным.

— Через включение ребенка в различные виды совместной деятельности (учебную, трудовую, общественную) происходит его всестороннее развитие.

— Коллектив дает ребенку чувство принадлежности, защищенности, помогает преодолевать эгоизм и индивидуализм.

  1. Сочетание требовательности и уважения к личности

— Он считал, что только высокие требования к человеку, сочетающиеся с уважением и доверием к его личности, могут обеспечить всестороннее развитие.

— Требовательность выражалась в предъявлении воспитанникам четких норм поведения, обязательности выполнения общественных поручений, соблюдении дисциплины.

— Уважение к личности подразумевало признание прав и достоинства каждого ребенка, создание условий для раскрытия его способностей.

— Сочетание требовательности и уважения формировало у воспитанников чувство ответственности, самоконтроля, дисциплинированности.

  1. Создание перспектив

— Знаменитый воспитатель считал, что педагог должен формировать у воспитанников перспективные линии развития, которые бы увлекали их.

— Перспективы могли быть ближними (например, подготовка к предстоящему празднику) и более отдаленными (поступление в вуз, трудоустройство).

— Наличие перспектив давало воспитанникам ощущение цели, повышало их активность и мотивацию к самосовершенствованию.

— Перспективы должны были быть реальными, достижимыми, но в то же время побуждать воспитанников к постоянному движению вперед.

  1. Традиции и ритуалы

— Учитель считал, что традиции и ритуалы играют важную роль в сплочении коллектива и формировании его культуры.

— Традиции (праздники, торжественные линейки, ритуалы посвящения) создавали чувство общности, гордости за свой коллектив.

— Ритуалы (приветствия, клятвы, церемонии) способствовали выработке у воспитанников дисциплинированности, организованности, ответственности.

— Соблюдение традиций и ритуалов позволяло педагогу формировать у детей нравственные ценности, уважение к коллективу и его истории.

Методы воспитания педагогической системы А.С. Макаренко

Рассмотрим подробнее каждый метод воспитания:

  1. Метод параллельного действия

— Этот метод предполагает одновременное воздействие на воспитанника со стороны коллектива и педагога.

— Педагог не напрямую воздействует на ребенка, а воздействует через коллектив, который в свою очередь влияет на поведение и развитие личности воспитанника.

— Таким образом, коллектив становится активным участником воспитательного процесса, а не просто объектом влияния.

— Метод параллельного действия позволяет сочетать требовательность коллектива и индивидуальный подход педагога, что усиливает воспитательный эффект.

  1. Метод «завтрашней радости»

— Суть этого метода заключается в создании у воспитанников перспективных целей, достижение которых вызывает у них чувство радости и удовлетворения.

— Учитель считал, что наличие таких перспектив является мощным стимулом для самосовершенствования и развития личности ребенка.

— Перспективы могут быть ближними (подготовка к празднику, соревнованию) и более отдаленными (поступление в вуз, трудоустройство).

— Важно, чтобы эти перспективы были реальными, но в то же время побуждали воспитанников к постоянному движению вперед.

  1. Метод «взрыва»

— Данный метод предполагает резкое изменение ситуации, которое побуждает воспитанника к переоценке своего поведения и личностных качеств.

— «Взрыв» может быть вызван неожиданными действиями педагога или коллектива, которые ломают привычные стереотипы поведения воспитанника.

— Такое «потрясение» заставляет ребенка задуматься о своих поступках, осознать их неадекватность и необходимость изменений.

— Метод «взрыва» помогает преодолевать укоренившиеся негативные привычки и стереотипы поведения, стимулируя личностный рост воспитанника.

  1. Система самоуправления

— Этот метод предполагает активное участие воспитанников в управлении.

— Считалось, что вовлечение детей в самоуправление способствует развитию их ответственности, инициативы, организаторских способностей.

— Воспитанники участвуют в планировании, организации и контроле различных видов деятельности.

— Система самоуправления позволяет сочетать руководство учителя и самодеятельность воспитанников, что создает условия для их всестороннего развития.

Таким образом, подход Макаренко включает в себя целостный комплекс взаимосвязанных методов и принципов, направленных на формирование гармонично развитой личности.

Авторская система А.С. Макаренко

является оригинальной авторской разработкой, основанной на глубоком понимании закономерностей развития личности. Она отличается целостностью, системностью и эффективностью, что позволяет рассматривать её как одно из выдающихся достижений мировой педагогической мысли.

Семейное воспитание

Главным условием семейного воспитания Антон Семёнович считал наличие полной семьи, где живут мать, отец и дети дружно, царствует любовь и взаимное уважение. Имеет место четкий режим и трудовой деятельности. Он требовал от родителей разумного руководства детьми, чтобы они осознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание.

Работы А.С. Макаренко

«Педагогическая поэма»;

«Книга для родителей» — художественно-педагогическое произведение;

«Флаги на башнях».

Заключение

Макаренко разработал целостную систему методов и принципов. Несмотря на то, что она была сформирована в советское время, многие ее элементы по-прежнему актуальны и востребованы в современном образовательном процессе.

Читайте также «Теория Песталоцце«

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх