Константин Дмитриевич Ушинский выдающийся педагог-теоретик, педагог-практик, блестящий организатор российского просвещения. К. Д. Ушинский родился в Туле в семье мелкопоместного дворянина. Он окончил Московский университет.
С 1854 г. началась его педагогическая деятельность в качестве учителя русской словесности в Гатчинском сиротском институте. Здесь сформировалась его педагогическая направленность. Обосновывая свой взгляд на воспитание, образование, К. Д. Ушинский исходит из положения, что если мы хотим воспитать человека во всех отношениях, мы должны его знать также во всех отношениях.
Цель воспитания, по К. Д. Ушинскому, — воспитание совершенного человека. Это очень емкое, сложное определение, включающее в себя гуманность, образованность, трудолюбие, религиозность, патриотизм. Цель воспитания, по К. Д. Ушинскому, заключается в подготовке человека к полезной деятельности.
Для достижения воспитательных целей К. Д. Ушинский рассматривал широкий круг педагогических явлений в русле идей народности и народной школы. Он говорил, что русская национальная школа — это оpигинальная, самобытная школа, она отвечает духу самого народа, его ценностям, его потребностям, национальным культурам народов России.
К. Д. Ушинский разработал теорию обучения — дидактику, в которой раскрывает все основные вопросы обучения с опорой на психологию ребенка, логически строго определяя их сущностные характеристики И везде главное — личность ребенка, его готовности к обучению, бережное отношение к его разуму и чувствам.
Во времена К. Д. Ушинского широко обсуждались две теории формального и материального образования. К. Д. Ушинский подверг критике обе крайности. Он писал о том, что нельзя набивать голову ребёнка не связанными друг с другом полезными сведениями. Невозможно ограничиться только непосредственной приложимостью знаний на практике.
К. Д. Ушинский писал, что знания могут положительно подействовать на характер, образ мыслей и даже поступки ученика. Если же ученик зазубрил только «целые ворохи» непосредственно полезных знаний, то его голову можно сравнить «с сундуком скряги, где бесполезно и для него самого, и для света скрыты богатые сокровища».
Опираясь на данные психологии, К. Д. Ушинский различал две стороны процесса обучения: передачу знаний и их усвоение. К. Д. Ушинский говорил, что педагогика должна строиться на опытной психологии, что подлинное воспитание должно обогащать человека знаниями.