педагогические идеи толстого

Педагогические идеи Л.Н. Толстого

Лев Толстой был одним из наиболее значимых писателей и мыслителей в России. Он также был педагогом и разработал ряд педагогических идей, которые оказали большое влияние на образование и воспитание в России. Рассмотрим некоторые педагогические идеи Толстого.

Л.Н. Толстой Педагогические идеи

Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого началась с 1849г., когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной поляны. В 1872г. издана составленная им «Азбука».

Выбрав свое представление о содержании и методике работы народных школ в 70-е годы 19в., он выдвинул свою кандидатуру в состав земства Крапивенского уезда. Развернул здесь разнообразную деятельность по созданию земских школ и усовершенствованию их работы.

Свои представления о демократических и гуманных принципах организации народного образования и обучения детей воплотил в школе, организованной им в 1859г. в Ясной поляне. Эта школа была задумана как педагогическая лаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания детей, отвечающих прогрессивным педагогическим принципам. Эта школа представляла собой ценный педагогический опыт.

Л.Н. Толстой высказал много ценных мыслей по методике обучения. Он указывал, что не следует придерживаться какого-либо одного метода так как нет такого метода, который обладал бы универсальными свойствами. Надо применять разнообразные методы и находить новые.

Среди различных методов обучения он отводил особое место живому слову учителя (русская беседа) и сам владел этим методом в совершенстве.

Придавая большое значение развитию творчество детей рекомендовал давать учащимся самостоятельную работу, например, сочинения. Говорил, что надо преподавать так, чтобы все учащиеся успевали.

В методическом приложении к «Азбуке» он перечислил условия, при соблюдении которых будет достигнуто успешное обучение:

  • если ученику не говорят о том, что он уже знает;
  • если там, где учится ребенок нет привычных предметов и лиц;
  • если ученик не стыдится своих учителей и товарищей, между ними существует естественные отношения;
  • если ум ученика не переутомляется и каждый урок посилен ученику.

Ученики должны усваивать знания сознательно. Правила и определения должны сообщаться ученикам как выводы из усвоенного материала. Он говорил о необходимости приобщения ребенка к нравственно религиозному началу. Подчеркивал важность закаливания и развития физических качеств в народных играх, и на природе. Говорил о развитии способности самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он приучал учащихся к наблюдательности, практиковал экскурсии и опыт. Пользовался таблицами и картинками, отдавая должное принципу наглядности.

Он относился критически к звуковому методу обучения грамоте, который рекомендовали педагоги (Ушинский, Бурнаков). Толстой отмечал, что согласная буква без гласной не может быть произнесена.

По его предложению московским комитетом грамотности была организована экспериментальная проверка результатов обучения грамоте звуковым методом и методом Толстого. Однако после эксперимента (7недель) степень грамотности в обоих классах оказалась примерно одинаковой. Он рассматривал педагогику не как доктрину, а как живое развивающееся дело. Толстой говорил о единстве воспитания и обучения.

Его учебные книги «Азбука», «Новая азбука», «Русские книги для чтения».

Педагогические идеи Толстого кратко

  1. Обучение должно быть свободным, неформальным и основываться на интересах учеников.
  2. Учитель должен быть не столько учителем, сколько наставником, который помогает ученикам найти свой путь в жизни.
  3. Воспитание должно быть основано на этических и моральных принципах, а не на наказаниях и поощрениях.
  4. Дети должны заниматься физическим трудом, чтобы научиться уважать труд и понимать его ценность.
  5. Образование должно быть доступным для всех, независимо от их социального положения и финансового состояния.
  6. Ученики должны учиться не только знаниям, но и умению мыслить критически и анализировать информацию.
  7. Образование должно учить жизни, а не только подготавливать к профессии.
  8. Дети должны иметь возможность самостоятельно исследовать окружающий мир и учиться на своих ошибках.
  9. Воспитание должно быть основано на любви, доверии и уважении, а не на страхе и подавлении личности.
  10. Воспитание должно быть ориентировано на формирование личности, которая будет способна принимать ответственность за свою жизнь и делать сознательный выбор.

Заключение

В заключение, можно сказать, что педагогические идеи Льва Толстого до сих пор остаются актуальными и имеют большое значение для современного образования. Его подход к обучению и воспитанию был основан на этических и моральных принципах, свободе и любви, что отличало его идеи от традиционных методов обучения в России на тот момент.

Сегодня многие из его идей воплощаются в современных педагогических практиках, направленных на развитие личности и формирование критического мышления. Поэтому, важно помнить о его наследии и использовать его идеи в современном образовании, чтобы обеспечить развитие молодого поколения и подготовить их к будущему.

Прокрутить вверх