Школьная неуспеваемость — острая проблема начальных классов. Ее называют ранней неуспеваемостью в отличие от поздней, появляющейся при переходе в средние классы (Н. А. Менчинская). Поскольку в младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, определяя дифференциацию познавательных процессов и личностные изменения, ранняя неуспеваемость становится источником широкого круга проблем, влияет на развитие личности ребенка в целом.
Любое направление коррекционной работы с неуспевающими младшими школьниками предполагает предварительную диагностику — определение причины отставания в учении конкретного ученика, а также планирование на этой основе совместных действий школьного психолога, педагога и родителей. Наиболее эффективные меры предупреждения ранней неуспеваемости — педагогическая подготовка и обеспечение психологической готовности ребенка к школьному обучению.
К основным причинам неуспеваемости в начальных классах психологи и педагоги чаще всего относят следующие:
— недостаточное развитие мышления;
— низкий уровень навыков учебного труда;
— большие пробелы в знаниях;
— отрицательное отношение к учению;
— слабое здоровье, большая утомляемость;
— низкий уровень развития волевых качеств, недисциплинированность;
— отрицательное влияние семьи, сверстников, недостатки школьного обучения.
Необходимо различать причины и следствия отставания в учении. Анализируя причины неуспеваемости, нужно учитывать их комплексный характер, взаимосвязь и взаимозависимость причин, системный характер их проявления.
Следует всесторонне изучать личность неуспевающего младшего школьника и совокупность внешних влияний на нее. Комплексный подход позволяет выделить доминирующую причину отставания – ту, что оказывает наиболее сильное влияние в данный момент и снижает компенсаторные возможности позитивных, сохранных качеств личности.