Психологическая наука располагает системой методов исследования, позволяющих с высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все явления нашей психики. В качестве основных методов психологии используются:
- Наблюдение — непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация психических явлений. Сущность этого метода состоит в том, чтобы следить за осуществлением какой-либо деятельности или за развитием какого-либо факта, подмечать все мелочи, систематизировать и группировать факты. Можно наблюдать за другими объектами и за самим собой (самонаблюдение)
- Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на задаваемые исследователем вопросы. Анализ продуктов деятельности — метод опосредованного изучения психологических явлений по результатам труда человека.
- Тестирование — метод психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления.
- Эксперимент — метод познания , с помощью которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются психологические явления.
- Моделирование – метод исследования психических феноменов на основе построения их искусственных моделей. Этот метод применяется в том случае, когда исследование интересующего явления путем других методов затруднено.
Методы, которыми пользуется современная психологическая наука, достались по наследству от исследователей, стоявших у ее истоков. Они позволяют накапливать факты и проверять гипотезы в исследовании многообразных психологических явлений.
Наиболее доступным и распространенным методом исследования в педагогике является наблюдение, представляющее собой непосредственное целенаправленное восприятие исследуемого объекта по определенной схеме, с фиксацией результатов и обработкой полученных данных.
Изучение опыта — организованная познавательная деятельность, целью которой является установление исторических связей воспитания, поиск закономерностей, анализируются пути решения конкретных учебно-воспитательных проблем.
С этим методом связаны: метод изучения первоисточников и школьной документации (памятники древней письменности, отчеты, доклады, законы, учебные и воспитательные программы, учебники, учебные планы, расписания и пр.); метод изучения передового педагогического опыта — представляет собой анализ и обобщение нестандартных, творческих систем и методик отдельных педагогов и целых педагогических колективов. Целью этого метода является также внедрение лучшего в новаторском педагогическом опыте в повседневную практику обычных педагогов; анализ результатов деятельности — метод опосредованного исследования педагогических явлений по результатам обучения и воспитания. При тщательном планировании, организации и сочетании с другими методами изучение продуктов ученического творчества (домашние и классные работы, сочинения и пр.) могут многое сказать исследованию.
К традиционным методам педагогики относят беседу, в которых выявляются чувства и намерения людей, их оценки и позиции. Она отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир обучаемого или воспитанника, понять его мотивы и установки.
Анкетирование — метод, с помощью которого исследуют результаты педагогической практики с помощью анкет, содержащих письменные вопросы. Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, которое позволяет измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Эксперимент — это научно организованный опыт преобразования педагогической практики в точно учитываемых условиях.
Большую распространенность в педагогике получает метод моделирования Научные модели — это мысленно представленные или материально воплощенные системы, адекватно отображающие предмет исследования и способные его замещать таким образом, что изучение модели позволяет раскрыть новые знания об объекте.
Таким образом, перечисленные методы предназначены для сбора первичной информации, также в психологии и педагогике используют различные способы и приемы обработки этих данных, их анализа для получения вторичных результатов — определенных выводов и фактов. Для этих целей используются разнообразные методы математическо-статистического анализа, а также методы качественного анализа.