малоформализованные методики

Малоформализованные методики

Малоформализованные методики позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности.

Использование малоформализованных методик

Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т. д. ).

Вместе с тем следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста.

Использование малоформализованных методов требует высокой квалификации диагноста, поскольку зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.

К малоформализованным методикам относятся

  • наблюдение;
  • беседы, опросы, интервью;
  • анализ продуктов деятельности (контент — анализ: письма, документы и т.д.);
  • биографический метод;
  • интроспекция;
  • эмпатическое слушание

Они дают очень ценные сведения об испытуемом, когда предметом изучения выступают такие псих. процессы и явления, которые мало поддаются объективизации ( напр. переживания, личностные смыслы ) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.д.) Они очень трудоёмки и в большей степени основаны на профессиональном опыте психодиагноста. «+» : гибкость и вариативность диагностической  процедуры Возможность глубокого проникновения в жизненную ситуацию.

Формализованные и малоформализованные методики

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы: формализованные и малоформализованные методики. К формализованным методикам относятся тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы.

Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность.

Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.


Малоформализованные методики


К малоформализованным методикам следует отнести наблюдения, беседа, анализ продуктов деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и так далее).

Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.

Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять фомализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, склонностями, мотивацией деятельности и так далее). С этой целью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.

Строгоформализованные методики

Для строгоформализованных характерны определённая регламентация, объективизация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определённые способы предъявления стимульного  материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другие), стандартизация (установление единообразия проведение обработки и представление результатов диагностики), надёжность (это такой критерий который говорит о точности психологических измерений, коэффициент надёжности должен быть 0,7 и выше) и валидность (это соответствие теста измеряемому психическому свойству.

Валидность не может превышать надёжность. Коэффициент валидности 0,3-0,5. (валидность ≤ надёжности).

Эти методики позволяют собрать информацию в короткие сроки и в таком виде, который даёт возможность количественно и качественно сравнить индивидов между собой.

«+» : учёт объективных показателей и возможность их перепроверки, оперативность и экономичность, возможность  проведения группового обследования, меньшее влияние уровня психологической компетентности психолога на диагностический процесс

«–» : жёсткая регламентация процесса получения информации, расчленение личности обследуемого на отдельные изолированные показатели, отсутствие доверительной обстановки, опора в основном на количественные показатели.

К ним относятся: тесты, опросники, проективные методики, психофизиологические методики.


Серия сборников психологических тестов и методик для диагностики

дошкольников, младших школьников и подростков

 Сборник тестов для дошкольников         Сборник тестов для младших школьников      Сборник тестов для подростков 

ВСЕ САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ В ОДНОМ МЕСТЕ!

Чтобы посмотреть содержание сборников, нажимайте на изображения книг


Положительные стороны малоформализованной методики

1. Гибкость и вариативность психодиагностической процедуры

2. Возможность глубокого проникновения в жизненную ситуацию.

Недостатки малоформализованной методики

1. Субъективизм диагностических суждений.

2. Значительные временные затраты на их проведение.

3. Непригодность для групповой диагностики (наблюдение, опрос, беседа)

Метод малоформализованных методик

Наблюдение — это старейший метод психодиагностики.  Наблюдение должно быть избирательным, т. е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный аспект изучаемого объекта.

Беседа или опрос – это метод сбора первичных данных, посредством вопросов. Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения, ответы испытуемого.

Интервью может быть диагностическое, как метод получения информации или клиническое, как метод терапевтической беседы, помогающие человеку осознать свои внутренние затруднения.

Анкета — структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх