Сравнительная характеристика методов строгоформализованной и малоформализованной диагностики
Рассмотрим малоформализованную диагностику. Положительные стороны: 1. Гибкость и вариативность психодиагностической процедуры 2. Возможность глубокого проникновения в жизненную ситуацию. Недостатки: 1. Субъективизм диагностических суждений. 2. Значительные временные затраты на их проведение. 3. Непригодность для групповой диагностики (наблюдение, опрос, беседа) Наблюдение-это старейший метод психодиагностики. Наблюдение должно быть избирательным, т. е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный аспект изучаемого объекта. Беседа или опрос – это метод сбора первичных данных, посредством вопросов. Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения, ответы испытуемого. Интервью может быть диагностическое, как метод получения информации или клиническое, как метод терапевтической беседы, помогающие человеку осознать свои внутренние затруднения. Анкета — структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. |
К малоформализованным методикам относятся.: наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности (контент — анализ: письма, документы и т.д.).
Они дают очень ценные сведения об испытуемом, когда предметом изучения выступают такие псих. процессы и явления, которые мало поддаются объективизации ( напр. переживания, личностные смыслы ) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.д.) Они очень трудоёмки и в большей степени основаны на профессиональном опыте психодиагноста. «+» : гибкость и вариативность диагностической процедуры Возможность глубокого проникновения в жизненную ситуацию
Для строгоформализованных характерны определённая регламентация, объективизация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определённые способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другие), стандартизация (установление единообразия проведение обработки и представление результатов диагностики), надёжность (это такой критерий который говорит о точности психологических измерений, коэффициент надёжности должен быть 0,7 и выше) и валидность (это соответствие теста измеряемому психическому свойству.
Валидность не может превышать надёжность. Коэффициент валидности 0,3-0,5. (валидность ≤ надёжности).
Эти методики позволяют собрать информацию в короткие сроки и в таком виде, который даёт возможность количественно и качественно сравнить индивидов между собой.
«+» : учёт объективных показателей и возможность их перепроверки, оперативность и экономичность, возможность проведения группового обследования, меньшее влияние уровня психологической компетентности психолога на диагностический процесс
«–» : жёсткая регламентация процесса получения информации, расчленение личности обследуемого на отдельные изолированные показатели, отсутствие доверительной обстановки, опора в основном на количественные показатели.
К ним относятся: тесты, опросники, проективные методики, психофизиологические методики.