методы психолого-педагогического исследования

Методы психолого-педагогического исследования

Психолого-педагогическое исследование — это процесс получения знаний о психологических и педагогических явлениях с помощью систематических исследований и анализа данных. Это очень важный процесс для психологов и педагогов, так как помогает им лучше понимать своих клиентов и учеников, а также разрабатывать более эффективные методы работы. В этой статье мы рассмотрим основные методы психолого-педагогического исследования.

Основные методы психолого-педагогического исследования

Наблюдение

Один из основных методов психолого-педагогического исследования — это наблюдение. Наблюдение — это систематическая запись поведения и действий людей в различных ситуациях. Наблюдение может быть структурированным или неструктурированным. Структурированное наблюдение предполагает заранее определенные категории поведения, которые исследователь будет записывать, а неструктурированное — позволяет исследователю замечать и записывать все, что он считает важным.

Преимущества метода наблюдения заключаются в том, что он позволяет получить данные о поведении людей в естественной среде, что может быть особенно полезно для исследования социального взаимодействия. Однако, наблюдение может быть ограничено невозможностью получения полной информации о внутреннем мире человека, его мыслях и чувствах.

Эксперимент как метод психолого-педагогического исследования

Эксперимент — это метод, при котором исследователь контролирует определенные факторы, чтобы выявить причинно-следственные связи. Этот метод включает в себя создание групп, которые будут воздействовать на разные условия, и дальнейшее сравнение результатов. Эксперимент может быть проведен в лаборатории или в реальной среде.

Преимущества метода эксперимента заключаются в возможности установления причинно-следственных связей между факторами и результатами, а также контролирования влияния различных переменных на результаты. Однако, эксперимент может быть ограничен невозможностью контролировать все факторы, которые могут повлиять на результаты.

Анкетирование и опросы

Анкетирование и опросы — это методы, при которых исследователь задает определенные вопросы людям, чтобы получить информацию о их мнении, восприятии и опыте. Анкетирование и опросы могут быть проведены как в письменной, так и в устной форме.

Преимущества метода анкетирования и опросов заключаются в том, что они позволяют получить информацию о мнениях и восприятии людей, а также могут использоваться для сбора данных об их характеристиках и опыте. Однако, метод анкетирования и опросов может быть ограничен недостаточной точностью ответов исследуемых.

Интервью

Интервью — это метод, при котором исследователь задает определенные вопросы людям в личном разговоре, чтобы получить более глубокую информацию о их мнении, восприятии и опыте. Интервью могут проводиться как в структурированной, так и в неструктурированной форме.

Преимущества метода интервью заключаются в том, что он позволяет получить более глубокую информацию о мнениях и восприятии людей, а также может быть более удобным для исследователя, особенно если он хочет задать уточняющие вопросы. Однако, метод интервью может быть ограничен невозможностью проведения большого числа интервью и сложностью анализа полученных данных.

Кейс-стади

Кейс-стади — это метод, при котором исследователь изучает определенный случай или ситуацию, чтобы получить информацию о том, как люди взаимодействуют и решают проблемы в реальном мире. Кейс-стади может включать в себя описание и анализ конкретных особенностей личности или феномена, сопоставление результатов с нормативными данными.

Преимущества метода кейс-стади заключаются в том, что он позволяет изучать реальные ситуации и проблемы, а также может быть особенно полезным для исследования сложных и многомерных явлений. Однако, метод кейс-стади может быть ограничен отсутствием возможности повторить исследование в других условиях и сложностью обобщения результатов.

Классификация методов психолого-педагогического исследования

Эмпирические методы психолого-педагогического исследования

Это методы, при которых осуществляется внешнее, реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Делятся на 2 группы:

  • частные (рабочие): изучение документации, результатов деятельности, наблюдений, опрос, тестирование, метод экспертных оценок.
  • комплексные (общие): обследование, мониторинг, изучение обобщения опыта, эксперимент.

Теоретические методы психолого-педагогического исследования

  • дедуктивные (от общего к частному) результат: теории, закон.
  • индуктивные – результат: индуктивная законность, гипотеза, систематизация.
  • метод моделирования. Его результат: модель объекта, процесса, состояния.

Виды моделирования:

  • структурно-функциональный (человек не знает структуру, а моделирует поведение);
  • функционально-структурный (наоборот).

Интерпретационно-описательные методы психолого-педагогического исследования

делятся на две подгруппы:

а) первичные методы статистической обработки — с их помощью можно получить показатели, которые непосредственно отражают результаты измерений: выборочная средняя величина (дисперсия, мода, медиана).

б) вторичные методы — с их помощью выявляются статистические закономерности (чем больше коэффициент интеллекта, тем выше статистические закономерности: корреляционный анализ, регрессивный анализ, метод сравнения результатов двух или более выборок).

Методология психолого-педагогического исследования

Методология — учение о методах, а также о принципах и приемах, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

Функция методологии

Методология психолого-педагогического исследования позволяет описать, оценить человеческую деятельность с точки зрения внутренней организации. Так же в рамках методологии выражаются нормы, правила, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

Уровни методологии психолого-педагогического исследования

1) философский уровень — являются основой, на которой базируется деятельность ученого, он предполагает освещение наиболее общих законов природы общества и мышления

2) специально научный, предполагающий два уровня:

  • общенаучная методология, которая предполагает универсальные средства, формы научного познания, соотносимые не с какой либо наукой, а применены к широкому кругу наук.
  • конкретно научная- предполагает разработку аналогичных проблем, что и общенаучная только для конкретной науки.

Заключение

Психолого-педагогическое исследование — это очень важный процесс для психологов и педагогов, так как помогает им лучше понимать своих клиентов и учеников, а также разрабатывать более эффективные методы работы. Однако, каждый метод исследования имеет свои преимущества и ограничения, поэтому выбор метода должен зависеть от конкретной задачи исследования. Более того, использование различных методов психолого-педагогического исследования может дать более полное понимание изучаемых явлений.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх