Психолого-педагогическое исследование — это процесс получения знаний о психологических и педагогических явлениях с помощью систематических исследований и анализа данных. Это очень важный процесс для психологов и педагогов, так как помогает им лучше понимать своих клиентов и учеников, а также разрабатывать более эффективные методы работы. В этой статье мы рассмотрим основные методы психолого-педагогического исследования.
Основные методы психолого-педагогического исследования
Наблюдение
Один из основных методов психолого-педагогического исследования — это наблюдение. Наблюдение — это систематическая запись поведения и действий людей в различных ситуациях. Наблюдение может быть структурированным или неструктурированным. Структурированное наблюдение предполагает заранее определенные категории поведения, которые исследователь будет записывать, а неструктурированное — позволяет исследователю замечать и записывать все, что он считает важным.
Преимущества метода наблюдения заключаются в том, что он позволяет получить данные о поведении людей в естественной среде, что может быть особенно полезно для исследования социального взаимодействия. Однако, наблюдение может быть ограничено невозможностью получения полной информации о внутреннем мире человека, его мыслях и чувствах.
Эксперимент как метод психолого-педагогического исследования
Эксперимент — это метод, при котором исследователь контролирует определенные факторы, чтобы выявить причинно-следственные связи. Этот метод включает в себя создание групп, которые будут воздействовать на разные условия, и дальнейшее сравнение результатов. Эксперимент может быть проведен в лаборатории или в реальной среде.
Преимущества метода эксперимента заключаются в возможности установления причинно-следственных связей между факторами и результатами, а также контролирования влияния различных переменных на результаты. Однако, эксперимент может быть ограничен невозможностью контролировать все факторы, которые могут повлиять на результаты.
Анкетирование и опросы
Анкетирование и опросы — это методы, при которых исследователь задает определенные вопросы людям, чтобы получить информацию о их мнении, восприятии и опыте. Анкетирование и опросы могут быть проведены как в письменной, так и в устной форме.
Преимущества метода анкетирования и опросов заключаются в том, что они позволяют получить информацию о мнениях и восприятии людей, а также могут использоваться для сбора данных об их характеристиках и опыте. Однако, метод анкетирования и опросов может быть ограничен недостаточной точностью ответов исследуемых.
Интервью
Интервью — это метод, при котором исследователь задает определенные вопросы людям в личном разговоре, чтобы получить более глубокую информацию о их мнении, восприятии и опыте. Интервью могут проводиться как в структурированной, так и в неструктурированной форме.
Преимущества метода интервью заключаются в том, что он позволяет получить более глубокую информацию о мнениях и восприятии людей, а также может быть более удобным для исследователя, особенно если он хочет задать уточняющие вопросы. Однако, метод интервью может быть ограничен невозможностью проведения большого числа интервью и сложностью анализа полученных данных.
Кейс-стади
Кейс-стади — это метод, при котором исследователь изучает определенный случай или ситуацию, чтобы получить информацию о том, как люди взаимодействуют и решают проблемы в реальном мире. Кейс-стади может включать в себя описание и анализ конкретных особенностей личности или феномена, сопоставление результатов с нормативными данными.
Преимущества метода кейс-стади заключаются в том, что он позволяет изучать реальные ситуации и проблемы, а также может быть особенно полезным для исследования сложных и многомерных явлений. Однако, метод кейс-стади может быть ограничен отсутствием возможности повторить исследование в других условиях и сложностью обобщения результатов.
Классификация методов психолого-педагогического исследования
Эмпирические методы психолого-педагогического исследования
Это методы, при которых осуществляется внешнее, реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Делятся на 2 группы:
- частные (рабочие): изучение документации, результатов деятельности, наблюдений, опрос, тестирование, метод экспертных оценок.
- комплексные (общие): обследование, мониторинг, изучение обобщения опыта, эксперимент.
Теоретические методы психолого-педагогического исследования
- дедуктивные (от общего к частному) результат: теории, закон.
- индуктивные – результат: индуктивная законность, гипотеза, систематизация.
- метод моделирования. Его результат: модель объекта, процесса, состояния.
Виды моделирования:
- структурно-функциональный (человек не знает структуру, а моделирует поведение);
- функционально-структурный (наоборот).
Интерпретационно-описательные методы психолого-педагогического исследования
делятся на две подгруппы:
а) первичные методы статистической обработки — с их помощью можно получить показатели, которые непосредственно отражают результаты измерений: выборочная средняя величина (дисперсия, мода, медиана).
б) вторичные методы — с их помощью выявляются статистические закономерности (чем больше коэффициент интеллекта, тем выше статистические закономерности: корреляционный анализ, регрессивный анализ, метод сравнения результатов двух или более выборок).
Методология психолого-педагогического исследования
Методология — учение о методах, а также о принципах и приемах, которыми руководствуется человек в своей деятельности.
Функция методологии
Методология психолого-педагогического исследования позволяет описать, оценить человеческую деятельность с точки зрения внутренней организации. Так же в рамках методологии выражаются нормы, правила, которыми руководствуется человек в своей деятельности.
Уровни методологии психолого-педагогического исследования
1) философский уровень — являются основой, на которой базируется деятельность ученого, он предполагает освещение наиболее общих законов природы общества и мышления
2) специально научный, предполагающий два уровня:
- общенаучная методология, которая предполагает универсальные средства, формы научного познания, соотносимые не с какой либо наукой, а применены к широкому кругу наук.
- конкретно научная- предполагает разработку аналогичных проблем, что и общенаучная только для конкретной науки.
Заключение
Психолого-педагогическое исследование — это очень важный процесс для психологов и педагогов, так как помогает им лучше понимать своих клиентов и учеников, а также разрабатывать более эффективные методы работы. Однако, каждый метод исследования имеет свои преимущества и ограничения, поэтому выбор метода должен зависеть от конкретной задачи исследования. Более того, использование различных методов психолого-педагогического исследования может дать более полное понимание изучаемых явлений.