Рассмотрим стадии психосексуального развития по Фрейду, а так же механизм и движущие силы развития ребенка в теории Зигмунда Фрейда.
Теория развития Фрейда
Теория развития Фрейда говорит о том, что дети переживают несколько стадий психосексуального развития, связанных с разными частями тела и сексуальной энергией. Каждая стадия имеет свои особенности и задачи, и нарушения на каждой стадии могут негативно повлиять на будущее развитие личности и взаимоотношений ребенка. Развитие происходит благодаря инстинктам и психическим механизмам, которые помогают ребенку удовлетворять свои потребности и адаптироваться к окружающей среде.
Стадии развития по Фрейду
Согласно учению Зигмунда Фрейда, развитие ребенка происходит через несколько стадий, которые он назвал фазами психосексуального развития.
- Первая стадия — это оральная фаза (от 0 до 1,5 лет). На этой стадии, более всего развиты ротовые ощущения у ребенка. Его главная задача — удовлетворение потребностей в пище и комфорте. Нарушения на этой фазе могут привести к привыканию к курению, перееданию, грызению ногтей и другим психологическим проблемам.
- Вторая стадия — это анальна фаза (от 1,5 до 3 лет). На этой стадии, ребенок начинает осознавать свои физиологические функции и учится контролировать свои выделения. Ребенок может пытаться протестировать свою власть и контроль над окружающими, с помощью задержания или выделения своих экскрементов.
- Третья стадия — это фаллическая фаза (от 3 до 6 лет). На этой стадии, ребенок начинает осознавать свой пол и начинает интересоваться своими половыми органами. Он/она может проявлять интерес к своим родителям, их половым органам и пытаться повторять их поведение. Ребенок также начинает формировать свою идентичность и свои первые сексуальные представления.
- Четвертая стадия — это период латентности (от 6 до 12 лет). На этой стадии происходит затухание сексуальных интересов и активность. Ребенок начинает увлекаться другими интересами, такими как игры, учеба, спорт и другие детские занятия.
- Пятая стадия — это генитальная фаза (от 12 лет и старше). На этой стадии происходит возобновление сексуальных интересов и активности. Ребенок начинает интересоваться противоположным полом и начинает формировать свою сексуальную идентичность.
В целом, Фрейд утверждал, что эти стадии являются критическими периодами в психосексуальном развитии ребенка и что нарушения на каждой из них могут повлиять на развитие личности и взаимоотношений ребенка в будущем.
Механизмы и движущие силы развития в теории Фрейда
Фрейд считал, что механизмы развития ребенка определяются его психосексуальными потребностями, связанными с разными частями тела и сексуальной энергией. Движущими силами развития являются врожденные инстинкты, которые приводят к удовлетворению этих потребностей. Развитие происходит через несколько стадий, на каждой из которых доминируют эти потребности и инстинкты. Нарушения на каждой стадии могут привести к проблемам в развитии личности и взаимоотношений в будущем.
Таблица «Стадии развития по З. Фрейду»
Стадии | Возрастной период | Зона сосредоточения либидо | Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития |
Оральная | 0 – 18 месяцев | Рот (сосание, жевание, кусание) | Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела. |
Аналная | 1,5 – 3 года | Анус (удержание или выталкивание фекалий) | Приучение к туалету (самоконтроль) |
Фаллическая | 3 – 6 лет | Половые органы (мастур ба ция) | Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания |
Латентная | 6 – 12 лет | Отсутствие (сексуальное бездействие) | Расширение социальных контактов со сверстниками |
Генитальная | Пубертат (половое созревание) | Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) | Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество. |