Леворукий ребенок в школе — это особая категория учеников, которые требуют особого внимания и понимания со стороны родителей и педагогов. Понимание психологических особенностей и правильный подход к обучению таких детей могут стать ключом к их успешному развитию и социализации в школе.
Понятие леворукости и ее характеристики
Кто такие левши? Левши — это люди, которые в повседневной жизни преимущественно используют левую руку для выполнения различных действий.
Леворукость — это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают некоторые родители и «опытные» учителя. Леворукость — очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Причины рождения левшей кроются в особенностях развития мозга и генетических факторах.
Левшество и леворукость — не одно и то же. Леворукость подразумевает преимущественное использование левой руки, а левшество — более широкое понятие, включающее в себя особенности психики и познавательных процессов.
Какой бывает леворукость? Существует абсолютная леворукость, когда человек выполняет все действия исключительно левой рукой, и относительная, когда левая рука является ведущей, но правая рука также активно используется. Леворукий еще не обязательно левша — бывают случаи, когда леворукие дети в процессе воспитания переучиваются и становятся правшами.
Тесты для диагностики леворукости у ребенка
Леворукость ребенка может быть выявлена психологом во время записи ребенка в школу. С такими детьми целесообразно провести более глубокое диагностическое обследование, направленное на выявление их психологических особенностей, с тем, чтобы дать родителям необходимые рекомендации по организации специальных занятий в летний период.
Для определения ведущей руки у детей в возрасте от 5-6 лет можно использовать различные функциональные пробы, такие как тест переплетения пальцев, тест «аплодирование», тест перекреста рук на груди («поза Наполеона») и другие.
В практике работы с детьми широко применяется метод оценки участия рук в выполнении различных действий, как символических (показать, как ребенок поливает цветы, режет хлеб и т.д.), так и реальных, требующих манипулирования предметами. Набор таких заданий включает рисование правой и левой рукой, открывание коробочки, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бисера, развязывание узелков и др. Степень активности правой и левой руки в каждом задании оценивается, на основании чего делается вывод о доминирующей руке ребенка и даются рекомендации по обучению письму.
Ребенок считается леворуким, если в большинстве заданий была активнее левая рука. В этом случае нецелесообразно переучивать его и заставлять писать правой рукой, даже если в целом у него доминирует правая рука, но качество рисунков левой рукой выше.
Сложнее определить ведущую руку у амбидекстров — детей, одинаково хорошо владеющих обеими руками. Возможны варианты, когда леворукие дети в быту, но графически амбидекстры, или ярко выраженные бытовые правши, пишущие и рисующие левой рукой. В таких случаях решение о том, какой рукой ребенку обучаться письму, принимается индивидуально с учетом всех особенностей.
Особенности левшей
У левшей есть свои преимущества: более развитое правое полушарие мозга отвечает за креативность, пространственное мышление и интуицию. Сравнение правши и левши показывает, что левши обладают более высокой скоростью реакции, лучше ориентируются в пространстве, более изобретательны.
Психические особенности левшей связаны с асимметрией мозга — они более эмоциональны, впечатлительны, обладают развитой интуицией.
Нужна ли левше помощь? Да, леворукий ребенок в школе требует особого внимания и поддержки окружающих, так как он может испытывать трудности в повседневной жизни. Отличия левши заключаются в особенностях мышления, восприятия и поведения.
Особенности обучения и воспитания левшей
Особенности обучения левшей связаны с их способностями к обучению. Левши часто демонстрируют высокий интеллектуальный потенциал, но им может быть сложно осваивать письмо. Обучение письму для левшей требует специальных методик.
Вопрос о необходимости переучивания левшей остается дискуссионным. Но чаще рекомендуется взрослым воздерживаться от попыток переучивания леворукого ребенка.
Особенности воспитания левшей предполагают создание комфортной среды, поощрение творческих способностей и оказание поддержки. Функции правого и левого полушарий у левшей распределены иначе, чем у правшей, что влияет на их развитие.
Психологические проблемы левшей в школе
Психологические проблемы леворуких детей в школе связаны с основными психологическими трудностями, возникающими в процессе обучения.
- Трудности в освоении письма. Для леворуких детей может быть сложным овладение навыками письма, особенно если их пытаются переучивать на письмо правой рукой.
- Проблемы с организацией рабочего места. Леворукие дети могут испытывать трудности с размещением тетрадей, расположением письменных принадлежностей на парте, что создает неудобства.
- Сложности во взаимодействии с окружающими. Леворукие дети могут чувствовать себя «не такими», что может вызывать у них замкнутость, тревожность в общении со сверстниками и учителями.
- Психологические проблемы, связанные с переучиванием на правую руку. Попытки переучить ребенка-левшу на письмо правой рукой могут травмировать его психику, снижать самооценку и мотивацию к обучению.
- Эмоциональные трудности. Леворукие дети более эмоциональны, чувствительны, что может проявляться в повышенной тревожности, перепадах настроения, сложностях в адаптации к школьным требованиям.
Особую проблему представляет психологические проблемы, возникающие в связи с переучиванием детей-левшей в младшем школьном возрасте.
Леворукий ребенок в школе: общие рекомендации
Ребенок-левша, идущий в школу, нуждается в особом внимании родителей и учителей. Психологические особенности леворуких детей, или «Школьные проблемы левшей», требуют комплексного подхода.
Понятие леворукости и причины ее возникновения должны быть изучены педагогами. Психологические особенности леворуких детей, их сильные и слабые стороны необходимо учитывать в процессе обучения. Леворукость как психолого-педагогическая проблема требует от педагога оказания психологической помощи леворукому ребенку в школе.
Левшами являются около 10% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1—2 (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой.
На протяжении 1 класса (а возможно, и более продолжительное время) леворукие школьники могут нуждаться в проведении комплекса специальных занятий, направленных на развитие:
- зрительно-моторной координации;
- точности пространственного восприятия;
- зрительной памяти;
- наглядно-образного мышления;
- способности к целостной переработке информации;
- моторики;
- фонематического слуха;
- речи.
При организации развивающей работы у психолога может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда и детского психоневролога.
Заключение
Работа с леворукими детьми в школе требует от педагогов и родителей комплексного подхода, учитывающего все психологические особенности и трудности таких учеников. Понимание специфики леворукости, применение эффективных методик обучения и воспитания, а также оказание своевременной психологической помощи помогут леворуким детям раскрыть свой потенциал и добиться успехов в учебе. Только совместные усилия школы и семьи способны обеспечить гармоничное развитие и социализацию леворукого ребенка в школе.
Серия сборников психологических тестов и методик для диагностики
дошкольников, младших школьников, подростков, семьи и учителей
ВСЕ САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ В ОДНОМ МЕСТЕ!
Приобретая всю серию сборников тестов, введите промокод «минус 580» в соответствующее поле заказа, чтобы получить скидку 580 рублей.
Оформление заказа здесь