Леворукий ребенок в школе

Леворукий ребенок в школе

Леворукий ребенок в школе — это особая категория учеников, которые требуют особого внимания и понимания со стороны родителей и педагогов. Понимание психологических особенностей и правильный подход к обучению таких детей могут стать ключом к их успешному развитию и социализации в школе.

Понятие леворукости и ее характеристики

Кто такие левши? Левши — это люди, которые в повседневной жизни преимущественно используют левую руку для выполнения различных действий.

Леворукость — это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают некоторые родители и «опытные» учителя. Леворукость — очень важная индивидуальная   особенность ребенка,   которую   необходимо  учитывать  в процессе обучения и воспитания.

Причины рождения левшей кроются в особенностях развития мозга и генетических факторах.

Левшество и леворукость — не одно и то же. Леворукость подразумевает преимущественное использование левой руки, а левшество — более широкое понятие, включающее в себя особенности психики и познавательных процессов.

Какой бывает леворукость? Существует абсолютная леворукость, когда человек выполняет все действия исключительно левой рукой, и относительная, когда левая рука является ведущей, но правая рука также активно используется. Леворукий еще не обязательно левша — бывают случаи, когда леворукие дети в процессе воспитания переучиваются и становятся правшами.

Тесты для диагностики леворукости у ребенка

Леворукость ребенка может быть выявлена психологом во время записи ребенка в школу. С такими детьми целесообразно провести более глубокое диагностическое обследование, направленное на выявление их психологических особенностей, с  тем, чтобы дать родителям необходимые рекомендации по организации специальных занятий в летний период.

Для определения ведущей руки у детей в возрасте от 5-6 лет можно использовать различные функциональные пробы, такие как тест переплетения пальцев, тест «аплодирование», тест перекреста рук на груди («поза Наполеона») и другие.

В практике работы с детьми широко применяется метод оценки участия рук в выполнении различных действий, как символических (показать, как ребенок поливает цветы, режет хлеб и т.д.), так и реальных, требующих манипулирования предметами. Набор таких заданий включает рисование правой и левой рукой, открывание коробочки, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бисера, развязывание узелков и др. Степень активности правой и левой руки в каждом задании оценивается, на основании чего делается вывод о доминирующей руке ребенка и даются рекомендации по обучению письму.

Ребенок считается леворуким, если в большинстве заданий была активнее левая рука. В этом случае нецелесообразно переучивать его и заставлять писать правой рукой, даже если в целом у него доминирует правая рука, но качество рисунков левой рукой выше.

Сложнее определить ведущую руку у амбидекстров — детей, одинаково хорошо владеющих обеими руками. Возможны варианты, когда леворукие дети в быту, но графически амбидекстры, или ярко выраженные бытовые правши, пишущие и рисующие левой рукой. В таких случаях решение о том, какой рукой ребенку обучаться письму, принимается индивидуально с учетом всех особенностей.

Особенности левшей

У левшей есть свои преимущества: более развитое правое полушарие мозга отвечает за креативность, пространственное мышление и интуицию. Сравнение правши и левши показывает, что левши обладают более высокой скоростью реакции, лучше ориентируются в пространстве, более изобретательны.

Психические особенности левшей связаны с асимметрией мозга — они более эмоциональны, впечатлительны, обладают развитой интуицией.

Нужна ли левше помощь? Да, леворукий ребенок в школе требует особого внимания и поддержки окружающих, так как он может испытывать трудности в повседневной жизни. Отличия левши заключаются в особенностях мышления, восприятия и поведения.

Особенности обучения и воспитания левшей

Особенности обучения левшей связаны с их способностями к обучению. Левши часто демонстрируют высокий интеллектуальный потенциал, но им может быть сложно осваивать письмо. Обучение письму для левшей требует специальных методик.

Вопрос о необходимости переучивания левшей остается дискуссионным. Но чаще рекомендуется взрослым воздерживаться от попыток переучивания леворукого ребенка.

Особенности воспитания левшей предполагают создание комфортной среды, поощрение творческих способностей и оказание поддержки. Функции правого и левого полушарий у левшей распределены иначе, чем у правшей, что влияет на их развитие.

Психологические проблемы левшей в школе

Психологические проблемы леворуких детей в школе связаны с основными психологическими трудностями, возникающими в процессе обучения.

  1. Трудности в освоении письма. Для леворуких детей может быть сложным овладение навыками письма, особенно если их пытаются переучивать на письмо правой рукой.
  2. Проблемы с организацией рабочего места. Леворукие дети могут испытывать трудности с размещением тетрадей, расположением письменных принадлежностей на парте, что создает неудобства.
  3. Сложности во взаимодействии с окружающими. Леворукие дети могут чувствовать себя «не такими», что может вызывать у них замкнутость, тревожность в общении со сверстниками и учителями.
  4. Психологические проблемы, связанные с переучиванием на правую руку. Попытки переучить ребенка-левшу на письмо правой рукой могут травмировать его психику, снижать самооценку и мотивацию к обучению.
  5. Эмоциональные трудности. Леворукие дети более эмоциональны, чувствительны, что может проявляться в повышенной тревожности, перепадах настроения, сложностях в адаптации к школьным требованиям.

Особую проблему представляет психологические проблемы, возникающие в связи с переучиванием детей-левшей в младшем школьном возрасте.

Леворукий ребенок в школе: общие рекомендации

Ребенок-левша, идущий в школу, нуждается в особом внимании родителей и учителей. Психологические особенности леворуких детей, или «Школьные проблемы левшей», требуют комплексного подхода.

Понятие леворукости и причины ее возникновения должны быть изучены педагогами. Психологические особенности леворуких детей, их сильные и слабые стороны необходимо учитывать в процессе обучения. Леворукость как психолого-педагогическая проблема требует от педагога оказания психологической помощи леворукому ребенку в школе.

Левшами являются около 10% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1—2 (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой.

На протяжении 1 класса (а возможно, и более продолжительное  время) леворукие  школьники могут нуждаться в проведении комплекса специальных занятий, направленных на развитие:

  • зрительно-моторной координации;
  • точности пространственного восприятия;
  • зрительной памяти;
  • наглядно-образного мышления;
  • способности к целостной переработке информации;
  • моторики;
  • фонематического слуха;
  • речи.

При организации развивающей работы у психолога может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда и детского психоневролога.

Заключение

Работа с леворукими детьми в школе требует от педагогов и родителей комплексного подхода, учитывающего все психологические особенности и трудности таких учеников. Понимание специфики леворукости, применение эффективных методик обучения и воспитания, а также оказание своевременной психологической помощи помогут леворуким детям раскрыть свой потенциал и добиться успехов в учебе. Только совместные усилия школы и семьи способны обеспечить гармоничное развитие и социализацию леворукого ребенка в школе.


Серия сборников психологических тестов и методик для диагностики

дошкольников, младших школьников, подростков, семьи и учителей

Сборник тестов для дошкольников Сборник тестов для младших школьниковСборник тестов для подростков Психологические тесты для семьи психологические тесты для учителей

ВСЕ САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ В ОДНОМ МЕСТЕ!

Приобретая всю серию сборников тестов, введите промокод «минус 580» в соответствующее поле заказа, чтобы получить скидку 580 рублей.

Оформление заказа здесь

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх