Память
– это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения, того, что человек отражал, делал или переживал.
Различают следующие процессы памяти:
- Запоминание— запечатление в сознание человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.
- Сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течении относительно длительного периода времени.
- Воспроизведение — активизация закрепленного ранее содержание психики.
- Узнавание – процесс памяти, явление психики, позволяющие им более эффективно функционировать.
По ведущему анализатору память бывает: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.
По предмету, материалу деятельности память бывает: двигательная, эмоциональная, образная, вербальная.
В зависимости от длительности сохранения различают:
- кратковременную память (запоминание на короткий срок, иногда после однократного и очень краткого восприятия);
- долговременную память (длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения);
- оперативную память (запоминание, проявляющееся в процессе конкретной деятельности и включающее элементы кратковременной и долговременной памяти).
По форме психической активности: произвольная, когда определяется сложной целенаправленной умственной деятельностью, подчиненной определенной мнемической задаче; непроизвольная, когда отсутствует специальная мнемическая задача и запоминание просто сопровождает другую деятельность.
По происхождению: генетическая (наследственная), прижизненная, промежуточная.
Человек с наглядно-образной памятью особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т. п. При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п.
Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.
Память
–связывает прошлое с настоящим и будущим и является важнейший познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. В основе памяти лежат ассоциации. Предметы и явления связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Память– одна из самых уязвимых способностей человека, ее многообразные нарушения весьма распространены.
Память можно развивать, тренировать, значительно улучшать, повышать ее продуктивность. Продуктивность памяти складывается из параметров: объем, быстрота, точность, длительность, готовность к запоминанию и воспроизведению. Многочисленные исследования показали, что нервная система может с большой точностью сохранять длительное время следы различных раздражителей.
Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда наук – физиологии, биохимии, психологии. Процессы памяти нельзя рассматривать как протекающие независимо от особенностей и свойств личности. Мнемические процессы тесно связаны, прежде всего, с направленностью и мотивацией личности. Направленность личности характеризуется многими более или менее устойчивыми целями и мотивами деятельности, склонностями, интересами. Все это в существенной мере определяет своеобразие памяти. То, что является объектом интереса, запоминается быстрее и более прочно. Память зависит от различных сторон личности: уровня ее развития, развития волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер.
Профессиональная память в той или иной мере присуща каждому человеку, и, чем значимее для человека профессиональная деятельность, тем богаче и его профессиональная память. Уровни развития памяти в значительной мере зависят от возраста человека, общего состояния организма и т. д.
Большое влияние на память человека оказывает направленность деятельности, осуществляемой при запоминании и воспроизведении. Различают два вида направленности, оказывающих влияние на успешность работы памяти. В одних случаях деятельность человека прямо направлена на то, чтобы запомнить воспринимаемое в данный момент, воспроизвести или узнать воспринятое ранее.
Таким образом память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.