Социальная психология

Социальная психология

– это наука о закономерностях возникновения и функционирования общественно-психологических явлений.

Объектом социальной психологии

являются конкретные социальные общности (группы) или отдельные  их представители (люди).

Предметом социальной психологии

выступают социально-психологические явления и процессы (общественно-психологические феномены), представляющие собой результат взаимодействия людей (их общественных отношений) как представителей различных социальных общностей.

Задачи социальной психологии

отражаются основными направлениями ее исследования, а также теми целями, которые она ставит перед собой. Задачи включают: исследование наиболее значимых особенностей социально-психологических явлений, возникающих как результат взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных общностях; социально-психологический анализ взаимодействия, общения и  взаимоотношений людей; изучение социально-психологических характеристик личности и своеобразия ее социализации в различных общностях и условиях; исследование массовидных социально-психологических  явлений и процессов, их роли и значения в общественной жизни, влияния на поступки и поведение людей в экстремальных ситуациях.

Функции социальной психологии как науки

во-первых, определяются спецификой ее объекта и предмета познания; во-вторых, вытекают из ее особой роли среди других областей обществознания в исследовании явлений духовной жизни общества и формирования общественного сознания людей; в-третьих, отражают ее роль и значение в раскрытии законов и закономерностей проявления психики и поведения людей и их групп, их влияния на жизнь и деятельность общества.

Задачи, решаемые социальной психологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность социально-психологических явлений, кото­рые она изучает, и общностей, в которых они возникают, предопределили также возникновение и развитие ее конкретных отраслей: этническая психология, психология религии, политическая психология, психология управления, психология межгруппового и межличностного влияния,  психология общения,  психология семьи (семейных отношений, психология конфликтных отношений (конфликтология.)

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания

начала формироваться в конце XIX в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г. в связи с появлением работ У. Мак Дугалла и Э. Росса. Некоторые вопросы социальной психологии были по­ставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако исследование собственно социаль­но-психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературове­ды, этнографы, медики стали анализировать психологи­ческие феномены больших социальных групп и особен­ности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей.  Постав­ленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интегра­ция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.

Первый этап становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопро­сам социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различ­ного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д. Большинство ра­бот по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фунда­ментальной теории, так и на прикладные аспекты ис­следования. Один из наиболее влиятельных социаль­ных психологов этого периода — К. Левин, создатель теории групповой динамики. Исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, ли­дерства, личности в группе и т. д. Было проведено большое количество экспериментальных работ и од­новременно разрабатывались фундаментальные те­ории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психоло­гия продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх