Социальная психология
– это наука о закономерностях возникновения и функционирования общественно-психологических явлений.
являются конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители (люди).
выступают социально-психологические явления и процессы (общественно-психологические феномены), представляющие собой результат взаимодействия людей (их общественных отношений) как представителей различных социальных общностей.
отражаются основными направлениями ее исследования, а также теми целями, которые она ставит перед собой. Задачи включают: исследование наиболее значимых особенностей социально-психологических явлений, возникающих как результат взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных общностях; социально-психологический анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений людей; изучение социально-психологических характеристик личности и своеобразия ее социализации в различных общностях и условиях; исследование массовидных социально-психологических явлений и процессов, их роли и значения в общественной жизни, влияния на поступки и поведение людей в экстремальных ситуациях.
во-первых, определяются спецификой ее объекта и предмета познания; во-вторых, вытекают из ее особой роли среди других областей обществознания в исследовании явлений духовной жизни общества и формирования общественного сознания людей; в-третьих, отражают ее роль и значение в раскрытии законов и закономерностей проявления психики и поведения людей и их групп, их влияния на жизнь и деятельность общества.
Задачи, решаемые социальной психологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность социально-психологических явлений, которые она изучает, и общностей, в которых они возникают, предопределили также возникновение и развитие ее конкретных отраслей: этническая психология, психология религии, политическая психология, психология управления, психология межгруппового и межличностного влияния, психология общения, психология семьи (семейных отношений, психология конфликтных отношений (конфликтология.)
Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания
начала формироваться в конце XIX в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г. в связи с появлением работ У. Мак Дугалла и Э. Росса. Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.
Первый этап – становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д. Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.
Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода — К. Левин, создатель теории групповой динамики. Исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т. д. Было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.
Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план.