виды памяти в психологии

Виды памяти в психологии

Виды памяти в психологии являются одной из наиболее изучаемых тем в области психологии. Память — это способность организма запоминать, хранить и восстанавливать информацию, полученную в прошлом. Существует несколько основных типов памяти, каждый из которых имеет свои характеристики и функции.

Содержание

Виды памяти в психологии кратко

По ведущему анализатору память бывает следующих видов: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.

Виды памяти в психологии делятся по предмету, материалу деятельности: двигательная, эмоциональная, образная, вербальная.

В зависимости от длительности сохранения различают следующие виды:

  • кратковременную память (запоминание на короткий срок, иногда после однократного и очень краткого восприятия);
  • долговременную память (длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения);
  • оперативную память (запоминание, проявляющееся в процессе конкретной деятельности и включающее элементы кратковременной и долго­временной памяти).

Виды по форме психической активности: произвольным, когда определяется сложной целенаправленной умственной деятельностью, подчиненной оп­ределенной мнемической задаче; непроизвольным, когда отсутствует специальная мнемическая задача и запоминание просто сопровождает другую деятельность.

Виды по происхождению: генетическая (наследственная), прижизненная, промежуточная. Человек с наглядно-образной памятью особенно хорошо запо­минает наглядные образы, цвет пред­метов, звуки, лица и т. п.

При словесно -логическом виде па­мяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: поня­тия, формулы и т. п.

Встречаются люди, обладающие видом так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.

Классификация видов памяти в психологии

Таблица видов памяти в психологии 

виды памяти по длительности храненияультракратковременная память, кратковременная память, долговременная память
виды памяти по наличию средствопосредованная и неопосредованная виды памяти
виды памяти по наличию цели запоминанияпроизвольная и непроизвольная виды памяти
виды памяти по непосредственности использования сознаниемоперативная, в ней непосредственно осуществляются операции мышления (не совпадает с кратковременной)
виды памяти по организации запоминаниядекларативная память (эпизодическая память, семантическая память и автобиографическая память), процедурная память
виды памяти по осознанностиэксплицитная (декларативная) память и имплицитная (неосознаваемая) память, включающая процедурную
виды памяти по отношению ко времени, хранимой информации, будущее или прошедшеепроспективная память, направленная на намерения и на запланированные в будущем действия, и ретроспективная память, содержанием которой являются события или факты, с которыми субъект сталкивался в прошлом
виды памяти по сенсорной модальностизрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, обонятельная память, болевая память, эйдетическая память
виды памяти по содержаниюобразная память, процедурная (включая моторную или же мышечную) память, эмоциональная память, социальная память, топографическая память
виды памяти по уровню развитиямоторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая
виды памяти по физиологическим принципамопределяемая структурой связей нервных клеток (долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (ультракратковременная и кратковременная)
виды памяти по генетической последовательности становлениядвигательная, эмоциональная, образная и смысловая
виды памяти по характеру психической активности

По времени сохранения материала (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная и генетическая память);

По преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору (двигательная, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, эмоциональная память)

Основные виды памяти в психологии

Память занимает особое место среди психических функций, ни одна другая функция не может быть осуществлена без ее участия. Другими словами, каждая психическая функция имеет свой мнемический компонент. В связи с этим формы проявления памяти весьма разнообразны.

Генетическая память

— вид памяти, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации при таком виде памяти, скорее всего, являются мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую невозможно оказывать влияние путем обучения и воспитания.

Двигательная память

этот вид представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью различных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, а в частности спортивных и трудовых умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Долговременная память

— это вид памяти, которая способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, которая попала в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком неограниченное количество раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Зрительная память

— вид памяти, связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Кратковременная память

представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Продолжительность удержания мнемических следов в данном случае занимает в среднем около 20 секунд (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а всего лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Данный вид памяти работает без предварительной сознательной установки на запоминание, однако, с установкой на последующее воспроизведение материала.

Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Мгновенная (иконическая) память

связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Длительность данного вида памяти — от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память является полным остаточным впечатлением, возникающим от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ.

Непроизвольная память

мнемическая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Однако непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Каждый из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта.

Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Образная память

относится к способности человека запоминать и воспроизводить образы в уме, такие как визуальные, звуковые, тактильные и другие сенсорные восприятия. Такая память может сохранять информацию о вещах, лицах, местах и событиях, которые мы пережили или увидели ранее. В отличие от вербальной памяти, которая использует слова и язык для запоминания и воспроизведения информации, образная память может сохранять информацию в непосредственной форме, более близкой к первоначальному восприятию.

Оперативная память

рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Продолжительность хранения информации этой памяти определяется задачей, возникшей перед индивидом, и рассчитана только на решение данной задачи. После исчезать из оперативной памяти. Данный вид памяти по продолжительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное место между кратковременной и долговременной.

Осязательная, вкусовая, обонятельная

их возможности в отличие от слуховой, зрительной, эмоциональной и двигательной памятью, ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

Произвольная память

запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение).

Сенсорная память

отвечает за запоминание зрительных, слуховых, тактильных, запаховых и вкусовых восприятий. Эта память играет важную роль в процессе обучения и позволяет людям ориентироваться в окружающей среде и делать соответствующие выводы.

Словесно-логическая

тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, способен быстро и точно запомнить смысл событий, смысл читаемого текста, логику рассуждений или какого-либо доказательства, и т.д. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно.

Слуховая память

хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

Социальная память

знание отличительных черт индивида, его характера, а также социального положения. Относится к долговременной памяти.

Тактильная память

является видом сенсорной памяти, связанной с ощущениями касания. Это способность человека запоминать и воспроизводить информацию, связанную с тактильными ощущениями, которые он получает от окружающей среды, таких как текстура поверхности, температура, влажность и прочее. Тактильная память может быть, как пространственной (запоминание позиции и формы предметов), так и кинестетической (запоминание движений и поз в пространстве). Она играет важную роль в обучении, спорте, музыке и других сферах деятельности.

Топографическая память

это способность человека запоминать местность и ориентироваться в ней. Она связана с работой гиппокампа, который отвечает за пространственную память и навигацию человека. Благодаря топографической памяти человек может запоминать местоположение объектов в окружающей среде и использовать эту информацию для нахождения пути к нужному месту. В мозгу человека сохраняются карты местности и ее особенностей, что позволяет ему без труда ориентироваться в новых условиях.

Эйдетическая память

способность в течение достаточно длительного периода времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она прекратила оказывать воздействие на органы чувств. В связи с этим зрительная память предполагает развитую у человека способность к воображению. На данном виде памяти основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что индивид зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Эмоциональная память

— это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Эхоическая память

способность запоминать и сохранять в памяти звуковые впечатления на короткий период времени. Это свойство человеческого восприятия, которое позволяет нам оставаться в состоянии внимания и отслеживать информацию, которая звучит в нашем окружении. Эхоическая память чаще всего связана с языковым процессом и способна сохранять до 4-5 секунд звуковых впечатлений. Она является ключевым компонентом нашей памяти, который позволяет нам работать с информацией, передаваемой через речь и прочие звуковые сигналы.

Автобиографическая память

Отдельным видом памяти, который еще мало изучен в психологии, можно назвать автобиографическую память.

Автобиографическая память — это субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, которым определяется самоидентичность личности.

Специфическими характеристиками автобиографической памяти являются:

  • отражение уникальных, неповторимых событий индивидуального прошлого, полно и прочно фиксируемых при их однократном переживании и сохраняющихся неопределенно долго (в течение всей жизни);
  • автобиографическая память существует в вербализованной форме, те. виде рассказа;
  • яркие, целостные образы, которые существуют в виде «живой картины» с возможностью снова погрузиться в эмоциональное состояние, которое является актуальным на момент события;
  • особая эмоциональная насыщенность содержания автобиографической памяти, которая обусловлена атрибутированностью каждого события как личного, относящегося к себе;
  • личная история жизни индивида отражается как концепция судьбы;
  • социо-культурная природа автобиографической памяти;
  • влияние эмоционально-мотивационного состояния человека на актуализацию автобиографических воспоминаний, что проявляется в искажении их истинности;
  • специфические функции (интрапсихические, интерпсихические, экзистенциальные).

Автобиографическая память важна для идентификации индивида с социальной группой. Большинство социальных групп формируются вокруг автобиографических воспоминаний. Они дают возможность пережить единение с различными социальными общностями, начиная с семейных легенд и преданий и заканчивая нацией и человечеством в целом. Основную роль в превращении нейтрального знания о факте отношения к той или иной группе в фактор формирования идентичности играют воспоминания индивида о важных событиях. В автобиографической памяти важное событие погружено не в ситуативный (событийный), а в смысловой контекст истории жизни. В формировании персональной идентичности существенную роль играют воспоминания о переломных событиях, которые вызывают переориентацию субъекта. Они модифицируют самооценку в различных областях деятельности, представление о своих психологических качествах и образ себя.

В результате исследования особенностей автобиографической памяти К.Н. Василевской, М.К. Кабардова, В.В. Нурковой, было выделено четыре типа автобиографической памяти:

Прагматический тип

— характеризуется явным преобладанием позитивных воспоминаний, чаше всего применяется с целью извлечь жизненные уроки и планирования будущих действий. Носители этого типа памяти чаше проявляют свойство силы нервной системы, а также такие личностные черты, как социальный интеллект и радикализм.

Саморегуляционный тип

— обращение субъекта к прошлому происходит в основном с той целью, чтобы управлять своими психическими состояниями. Преимущественно позитивные воспоминания в умеренном количестве и относятся к ограниченному количеству жизненных тем. Индивиды с данным типом автобиографической памяти в основном демонстрируют свойство активированности нервной системы и такие личностные черты, как мечтательность и импульсивность.

Коммуникативный тип

— применение личных воспоминаний по большей части происходит в процессе социального взаимодействия. Этот тип автобиографической памяти можно реализовать на любом количестве значимых воспоминаний о личном прошлом. Специфичным здесь является относительно более поздний возраст первого события, которое представлено на «Линии Жизни». Представители данного типа часто проявляют свойство инактивированности нервной системы, а также личностные черты сензитивность и радикализм.

Экзистенциальный тип

— отличается высоким уровнем развития всех функций автобиографической памяти. Высокий уровень всех количественных и содержательных показателей автобиографической памяти, то есть можно говорить, что их Линия Жизни отличается высокой событийной насыщенностью, а воспоминания относятся к широкому репертуару жизненных тем. Представители данного типа демонстрируют такие личностные черты, как организованность. Физиологическими предпосылками наиболее полного развития данного типа автобиографической памяти являются свойство силы нервной системы и свойство лабильности нервной системы.

Каждый тип можно охарактеризовать закономерным сочетанием структурных и функциональных параметров автобиографической памяти, а также ее физиологических предпосылок и личностных черт.

Функциями автобиографической памяти можно назвать те задачи, для решения которых индивид обращается к своим воспоминаниям.

Функции автобиографической памяти

Д. Пиллемером была предложена следующая классификация:

  1. Личностные — это группа функций, которые направлены на поддержание идентичности, чувства тождественности индивида самому себе. Среди личностных функций можно выделить две группы

— саморегуляционные функции, те. обращение к воспоминаниям является способом регулировки своего эмоционального состояния, оживления чувств и эмоций, регулирования мотивации;

— экзистенциальные функции — выполняют оценку личностного развития, отслеживают изменения, помогают познать себя.

  1. Коммуникативные (социальные) — это функции, способствующие установлению новых контактов и поддержания старых отношений, достижению социальной солидарности, облегчению социального взаимодействия. Благодаря автобиографическим воспоминаниям и рассказам, общение становится более достоверным, правдоподобным, и убедительным.
  2. Директивные (прагматические) — т.е. функции автобиографической памяти, объединяют те функции, которые описывают планирование индивидом будущих действий, передачу опыта, извлечение уроков из событий прошлого, решение актуальных жизненных задач с опорой на личный опыт и т.д..

Виды нарушения памяти в психологии

Нарушения памяти, которые могут возникнуть у человека:

  • Амнезия (полная или частичная потеря памяти)
  • Гипермнезия (чрезмерное улучшение памяти)
  • Дезориентация (потеря ориентации в пространстве и времени)
  • Конфабуляция (воспоминания о событиях, которые никогда не происходили)
  • Дисмнезия (искажение памяти)

Примеры виды памяти в психологии

Рабочая память — это разновидность памяти, которая помогает хранить небольшие фрагменты информации, необходимые для текущей мыслительной деятельности. Например, она помогает решать логические задачи или осознавать сложную информацию. Рабочая память отличается от кратковременной памяти, хотя в литературе это разграничение проводится не всегда чётко.

Существует несколько типов рабочей памяти:

Декларативная память, которая в свою очередь делится на:

Эпизодическую память — это память на события и явления индивидуальной жизни человека.

Семантическую память — это память, содержащая общие сведения, такие как понятия, правила и концепции.

Процедурная память — это память, которая содержит невидимую сознанию информацию, управляющую неосознаваемыми процессами, в том числе когнитивного и моторного характера. В неё входит моторная или мышечная память, которая содержит процедуры моторных навыков.

Образная память может быть особенно полезна для художников, дизайнеров, архитекторов и других профессионалов, которые должны работать с визуальными образами и сохранять их в памяти.

Заключение

Мы рассмотрели все виды памяти в психологии. Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания, используя различные виды памяти в психологии. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх