теория Скиннера

✔️ Теория Скиннера

Б. Скиннер  является представителем нео­бихевиоризма и автором теории оперантного обуславливания.

Оперантная теория Скиннера

Основные положения теории «оперантного би­хевиоризма» Скиннера:

  1. Предметом исследования является поведение орга­низма в его двигательной составляющей.
  2. Поведение — это то, что делает организм и что мож­но наблюдать, и поэтому сознание и его феномены -воля, творчество, интеллект, эмоции, личность — не могут быть предметом изучения, так как они не наблюдаемы объективно.
  3. Человек не свободен, так как сам никогда не управ­ляет своим поведением, которое детерминировано внеш­ней средой.
  4. Личность понимается как набор поведенческих шаб­лонов «ситуация — реакция», причем последняя зависит от предыдущего опыта и генетической истории.

Поведение по теории Скиннера

можно разделить на три вида:

  • безусловно рефлекторное
  • условно-рефлекторное, которые являются простым ответом на стимул
  • оперантное, возникаю­щее спонтанно и определяемое как обусловливание — этот тип поведения играет решающую роль в адаптации организма к внешним условиям.

Скиннер оперантное научение

Главной характеристикой оперантного поведения яв­ляется его зависимость от прошлого опыта, или послед­него стимула, получившего название подкрепления. По­ведение усиливается или ослабляется в зависимости от подкрепления, которое может быть отрицательным или положительным.

Процесс положительного или отрицательного под­крепления за совершенное действие называется обуслов­ливанием.

На основе подкрепления можно построить всю сис­тему обучения ребенка, так называемое программиро­ванное обучение, когда весь материал расчленяется на мел­кие части и в случае успешного прохождения и усвоения каждой части учащийся получает положительное подкрепление, а в случае неудачи — отрицательное.

На этой же основе в теории Скиннера строится и система воспитания и управления человеком — социализация происходит путем положительного подкрепления необходимых для общества норм, ценностей и правил поведения, в то время как асоциальное поведение должно иметь негативное подкрепление со стороны общества.

Прокрутить вверх