теория Скиннера

Теория Скиннера

Б. Скиннер  является представителем нео­бихевиоризма и автором теории оперантного обуславливания. Теория Скиннера оказала значительное влияние на психологию и педагогику. Его идеи легли в основу бихевиоральной терапии и программированного обучения.

Теория Скиннера кратко

Беррес Фредерик Скиннер – американский психолог, разработавший теорию оперантного обусловливания. Его подход основывается на идее, что поведение человека и животных формируется и контролируется их окружением. Скиннер утверждал, что для понимания человеческого поведения нужно изучать внешние факторы, а не внутренние психические процессы.

Теория оперантного научения Скиннера

Главный принцип теории Скиннера заключается в том, что поведение определяется его последствиями. Если последствия положительные, вероятность повторения поведения увеличивается, если отрицательные – уменьшается. Скиннер выделял два типа поведения: респондентное (рефлекторное) и оперантное (произвольное).

Для изучения оперантного поведения Скиннер разработал экспериментальный метод, известный как «ящик Скиннера». С помощью этого устройства он показывал, как можно формировать поведение животных через подкрепление желательных действий.

Скиннер теория личности и развития

Согласно Скиннеру, личность – это набор поведенческих паттернов, сформированных в результате взаимодействия с окружением. Он считал, что развитие личности происходит через научение новым формам поведения и отказ от старых. При этом Скиннер не придавал большого значения когнитивным процессам и внутренним психологическим факторам.

Теория подкрепления Скиннера

Ключевая концепция в теории Скиннера – подкрепление. Он выделял позитивное подкрепление (добавление приятного стимула) и негативное подкрепление (устранение неприятного стимула). Также Скиннер рассматривал наказание как способ уменьшения вероятности нежелательного поведения.

Скиннер предлагал использовать принципы оперантного обусловливания для решения различных задач – от обучения студентов до модификации поведения в клинической психологии.

Положение теории Б. Скиннера

  1. Поведение человека определяется внешними стимулами, а не внутренними психическими процессами.
  2. Наиболее эффективный способ изменения поведения – манипуляция последствиями.
  3. Личность формируется через научение и не имеет фиксированной структуры.
  4. Когнитивные процессы не играют важной роли в объяснении поведения.
  5. Научный анализ поведения должен основываться на наблюдаемых явлениях.

Теория Скиннера оказала значительное влияние на психологию и педагогику. Его идеи легли в основу бихевиоральной терапии и программированного обучения. В то же время, подход Скиннера критиковался за игнорирование когнитивных процессов и чрезмерное упрощение человеческого поведения.

Несмотря на критику, вклад Скиннера в понимание законов научения и формирование поведения остается значительным. Его работы продолжают вызывать интерес и дискуссии в современной психологической науке.

Оперантная теория Скиннера

Основные положения теории «оперантного би­хевиоризма» Скиннера:

  1. Предметом исследования является поведение орга­низма в его двигательной составляющей.
  2. Поведение — это то, что делает организм и что мож­но наблюдать, и поэтому сознание и его феномены -воля, творчество, интеллект, эмоции, личность — не могут быть предметом изучения, так как они не наблюдаемы объективно.
  3. Человек не свободен, так как сам никогда не управ­ляет своим поведением, которое детерминировано внеш­ней средой.
  4. Личность понимается как набор поведенческих шаб­лонов «ситуация — реакция», причем последняя зависит от предыдущего опыта и генетической истории.

Поведение по теории Скиннера

можно разделить на три вида:

  • безусловно рефлекторное
  • условно-рефлекторное, которые являются простым ответом на стимул
  • оперантное, возникаю­щее спонтанно и определяемое как обусловливание — этот тип поведения играет решающую роль в адаптации организма к внешним условиям.

Скиннер оперантное научение

Главной характеристикой оперантного поведения яв­ляется его зависимость от прошлого опыта, или послед­него стимула, получившего название подкрепления. По­ведение усиливается или ослабляется в зависимости от подкрепления, которое может быть отрицательным или положительным.

Процесс положительного или отрицательного под­крепления за совершенное действие называется обуслов­ливанием.

На основе подкрепления можно построить всю сис­тему обучения ребенка, так называемое программиро­ванное обучение, когда весь материал расчленяется на мел­кие части и в случае успешного прохождения и усвоения каждой части учащийся получает положительное подкрепление, а в случае неудачи — отрицательное.

На этой же основе в теории Скиннера строится и система воспитания и управления человеком — социализация происходит путем положительного подкрепления необходимых для общества норм, ценностей и правил поведения, в то время как асоциальное поведение должно иметь негативное подкрепление со стороны общества.


Серия сборников психологических тестов и методик для диагностики

дошкольников, младших школьников, подростков, семьи и учителей

Сборник тестов для дошкольников Сборник тестов для младших школьниковСборник тестов для подростков Психологические тесты для семьи психологические тесты для учителей

ВСЕ САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ В ОДНОМ МЕСТЕ!

Приобретая всю серию сборников тестов, введите промокод «минус 580» в соответствующее поле заказа, чтобы получить скидку 580 рублей.

Оформление заказа здесь


 

Прокрутить вверх