Существующие в психологии направления изучения личности помогают нам лучше понять, как формируется и развивается личность и какие факторы влияют на ее развитие.
Основные направления изучения личности в психологии личности
- Психодинамическое направление изучения личности: основано на теории Зигмунда Фрейда и его последователей. Изучает бессознательные процессы, влияние детских травм и конфликтов на формирование личности. Одна из основных концепций этого направления — это разделение личности на три структурных компонента: Ид, Эго и Суперэго.
- Поведенческое направление изучения личности: фокусируется на изучении наблюдаемого поведения и внешних факторов, влияющих на его формирование. Исследует, как обучение, наказание, поощрение и моделирование поведения влияют на формирование личности.
- Гуманистическое направление изучения личности: акцентирует внимание на потребностях и стремлениях индивида в поиске самореализации и личностного развития. Изучает понятия самосознания, самооценки и самореализации. Одной из ключевых концепций этого направления является идея о потенциале человека для роста и развития.
- Когнитивное направление изучения личности: изучает, как мышление, восприятие, внимание и память влияют на формирование личности. Исследует, как мы интерпретируем и взаимодействуем с миром вокруг нас. Одной из основных концепций этого направления является понятие схем и убеждений, которые формируются в процессе взаимодействия с информацией и опытом.
- Теория черт: фокусируется на изучении индивидуальных характеристик и черт личности, таких как экстраверсия, невротизм, ответственность и другие. Исследует, как эти черты взаимодействуют и влияют на поведение и мышление человека.
- Социальное направление изучения личности: изучает влияние социального окружения, групповой динамики, культурных и исторических факторов на формирование личности. Исследует, как социальные нормы, ценности и ожидания влияют на поведение и самоидентификацию индивида.
Гуманистическое направление изучения личности
Гуманистическое направление изучения личности в психологии фокусируется на индивидуальных потребностях и стремлении к развитию личности. Оно подчеркивает значимость самовыражения, самореализации и личностного роста. Гуманистическая психология акцентирует внимание на положительных аспектах человеческого опыта и поддержке самоценности.
Личность — это человек взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, является устойчивым, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
С этим понятием нередко употребляются понятия человек, индивид, индивидуальность.
Индивид — биологическое существо т.е. конкретный человек, взятый из социума, наделен сознанием, речью и способен трудиться.
Человек – биосоциальное существо, принадлежит к классу млекопитающих, для которых характерно прямохождение, развитие рук необходимых для трудовой деятельности и высокоразвитый мозг.
Индивидуальность содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от др. людей.
Универсум – человек, достигший наивысшей точки саморазвития.
Практически все направления изучения личности предполагают, что в структуру личности входят:
- Способности — индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
- Темперамент — включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.
- Характер — содержит качество, определяющее поступки человека в отношении др. людей.
- волевые качества — охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.
- Эмоции и мотивация — это переживания и побуждения к деятельности.
- Социальные установки — убеждение и отношение людей.
Изучение личности по Рубинштейну
- Направленность (интересы, цели, установки, мировоззрение).
- Знания, умения, навыки – полученные в ходе обучения и формирования социального опыта.
- Индивидуально-типологические особенности — способности, характер, темперамент.
По Платонову — в структуру личности входят:
- Направленность.
- Социальный опыт (то, что получаем в ходе обучения, + знания, умения, привычки, которые приобретаем в обществе).
- Биологическая обусловленность – входят половые и возможные патологические изменения.
- Форма отражения – это специфическое развитие познавательных процессов.
Изучение личности по Фрейду
Структура личности имеет 3 составляющие: «Оно», «Я», и «Сверх Я».
«Оно»- наиболее сильный и рациональный компонент личности, подчиняющий принципы удовольствия. Это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. Является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта или неосознаваемым результатом неблагоприятно сложившегося опыта жизни. Постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояния.
«Я» — подчинен принципу реальности. Сознание. Это, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. Это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали.
«Сверх Я» — это те моральные нормы, которые накладывает на нас общество, которым мы вынуждены подчиняться. Различают «Эго совесть» — составляет цензуру общества; «Эго идеал» — набор тех качеств личности, которые навязываются обществом. Основные источники формирования «Сверх Я» личности – родители, учителя, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни.
Неосознаваемое влечение, идущее от «Оно» находится в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх Я» то есть, с социальными и нравственными оценками поведения. Поэтому, между «Оно» и «Сверх Я» существует постоянное противоречие. Оно разрешается с помощью «Я»-сознания, которое действует с принципом реальности, стремиться примирить эти стороны, чтобы влечения «Оно» были удовлетворены и не было нарушение норм морали.
Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя защитные механизмы:
- отрицание,
- подавление,
- рационализация,
- формирование реакции,
- проекция,
- интеллектуализация,
- замещение.
Если эти защитные механизмы не срабатывают, то неудовлетворенные импульсы, исходящие из «Оно», дают о себе знать в символической форме (сновидения, шутки, странности поведения человека).
История психологии личности
История психологии личности имеет несколько ключевых этапов:
Донаучный период
В этот период, который простирается от античности до конца XIX века, исследования личности были ограничены философскими и религиозными взглядами на человека. Например, античные философы, такие как Платон и Аристотель, предлагали свои теории о природе человека и его личности.
Появление психологии как науки
В конце XIX века и в начале XX века психология стала самостоятельной наукой, и началось активное изучение личности. В этот период важную роль сыграли психоанализ Зигмунда Фрейда и его подход к изучению бессознательных процессов.
Поведенческая революция
В середине XX века поведенческая психология приобрела популярность, и изучение личности сосредоточилось на внешних наблюдаемых поведенческих реакциях.
Гуманистическая революция
В 1950-1960-х годах гуманистическая психология стала популярной и предложила новый подход к изучению личности. Этот подход акцентирует внимание на самореализации, потребностях и потенциале человека.
Современные подходы
В настоящее время существуют различные подходы к изучению личности, такие как когнитивный, социальный и нейробиологический. Эти подходы учитывают разные аспекты личности и исследуют их взаимодействие с окружающей средой и биологическими факторами.
Теоретические подходы к изучению личности
Описательный, бихевиаристский, когнитивный, психодинамический, гуманистический, деятельностный.