Л.И. Божович исследовала проблемы формирования личности.
Концепция развития личности
Главный труд ее деятельности вышедший в 1960 г. «Личность и ее формирование в детском возрасте». Члены политбюро должны были осудить книгу так как не было ссылок на Маркса и Ленина, и в ней отмечены плюсы теории Фрейда, что было не принятым. Однако ее концепция является авторской, осуждение не было вынесено, а книга получила государственную премию.
Это авторская концепция Божович описывала проблемы формирования личности в рамках педагогической психологии.
Под психологически зрелой личностью Божович считала человека, достигшего высокого уровня психического развития, основной характеристикой которого является способность вести себя независимо от непосредственно воздействующих на него обстоятельств и руководствуясь сознательно поставленными собственными целями. То есть, вести себя в соответствии с нужным для себя, а не подстраиваться.
Центральное понятия концепции — внутренняя позиция, которая формируется у ребенка к 7 годам и определяет отношение человека к себе, и к занимаемому им положению в жизни, обществе.
Внутренняя позиция школьника — совокупность социальных и познавательных мотивов.
Различия:
Внутренняя позиция в онтогенезе (в процессе взросления) | Внутренняя позиция взрослого |
1. Является возрастной характеристикой и почти у всех детей одного возраста она одинакова (хочу быть тем-то) | 1. Имеет больше индивидуальных различий. |
2. Всегда отражает стремление к новому, более взрослому положению в жизни. | 2. Проявляется по-разному в период зрелости и в период угасания (в период зрелости-стремится к положению наиболее соответствовать требованиям), (в период угасания – стремиться сохранить то положение которое было раньше) |
При разработке концепции Божович и ее сотрудниками были введены новые понятия:
- внутренняя позиция;
- смысловой барьер;
- эффект неадекватности;
- аффективные переживания.
Лидия Ильинична Божович была известным советским психологом, специализировавшимся в области психологии развития и формирования личности.
Лидия Ильинична Божович сделала значительный вклад в изучение проблем формирования личности, особенно в контексте развития детей и подростков. Она разработала концепцию развивающего обучения, которая акцентирует внимание на активной роли учащегося в процессе обучения и его самостоятельности.
Божович подчеркивала важность социального окружения, семьи и образовательной среды в формировании личности. Она выделяла такие факторы, как социальные роли и статусы, самооценка, саморегуляция и взаимодействие с другими людьми, как существенные влияющие на формирование личности.
Она также акцентировала внимание на взаимодействии между внутренними психическими процессами и внешней средой, а также на развитии самосознания и саморефлексии у личности.
Работы Лидии Ильиничны Божович о формировании личности имеют большое значение в современной психологической науке и практике. Ее идеи и концепции помогают понять многие аспекты развития и формирования личности, особенно в контексте образования и воспитания.