Главный труд ее деятельности вышедший в 1960г «Личность и ее формирование в детском возрасте»
Члены политбюро должны были осудить книгу т.к. не было ссылок на Маркса и Ленина, и в ней отмечены плюсы теории Фрейда, что было не принятым.
Однако ее концепция является авторской , осуждение не было вынесено, а книга получила государственную премию.
Это авторская концепция развития личности в рамках педагогической психологии. Под психологически зрелой личностью Божович считала ч-ка, достигшего высокого уровня психического развития, основной характеристикой которого, является способность вести себя независимо от непосредственно воздействующих на него обстоятельств и руководствуясь сознательно поставленными собственными целями. Т.е. вести себя в соответствии с нужным для себя, а не подстраиваться.
Центральное понятия концепции — ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ, которая формируется у ребенка к 7 годам и определяет отношение ч-ка к себе, и к занимаемому им положению в жизни, обществе.
Внутренняя позиция школьника — совокупность социальных и познавательных мотивов.
РАЗЛИЧИЯ:
Внутренняя позиция в онтогенезе(в процессе взросления) | Внутренняя позиция взрослого |
1. Является возрастной характеристикой и почти у всех детей одного возраста она одинакова(хочу быть тем-то) | 1. Имеет больше индивидуальных различий. |
Всегда отражает стремление к новому, более взрослому положению в жизни. | 2.Проявляется по-разному в период зрелости и в период угасания(в период зрелости-стремится к положению наиболее соответствовать требованиям), (в период угасания – стремиться сохранить то положение кот-е было раньше) |
При разработке концепции Божович и ее сотрудниками были введены новые понятия: -внутренняя позиция; — смысловой барьер; -эффект неадекватности; — аффективные переживания.