Рассмотрим, что понимают разные авторы под одним и тем же термином — «чувство».
I. Вильгельм Вундт.
Как и всякий структуралист, Вундт искал инварианты психического, его извращения привели к выделению двух видов далее неразложимых «психических элементов», сочетающихся в более сложные образования — это ощущения и чувства. Чувства дополняют ощущения и все когнитивные процессы, все, что человек отражает, сопровождается определенным чувством (субъективные впечатления). Высшей ступенью взаимодействия чувств и развивающихся из них аффектов являются волевые процессы. Чувствам присущи свойства качества и интенсивности. Разномодальные чувства Вундт нарек диспаратными. По качеству чувства выделялся длинный ряд переходных форм, который был представлен трехмерным пространством (удовольствие-неудовольствие, напряжение-разрядка и возбуждение-успокоение). Любое чувство может быть представлено точкой в этом пространстве.
Аффект — форма течения чувств в этом самом пространстве, однако только сильных чувств, слабые, что показательно, к аффектам не приводят. Динамика — в каждый момент времени у человека имеется множество чувств — точек в пространстве, и их положение постоянно меняется. Близкие чувства объединяются в более сложные, а те в свою очередь в процессе некой суммации и дают цельное ситуативное чувство. Многие чувства человеком не осознаются, однако профессионал может их распознать.
Принципы слияния чувств:
1) целое чувство может качественно отличаться от его составляющих.
2) некоторые составляющие одного сложного чувства могут господствовать над другими.
3) общее чувство характеризуется специфической ценностью и своеобразием.
II. Эрнст Клапаред.
Чувства по оному — полезные «аффективные нюансы», позволяющие определить ценность вещей. Это установки, полезно ориентирующие поведение. Он говорит, что для каждой эмоции существует свое чувство. Интеллектуальные чувства -элементы мышления, не репрезентирующие предметного содержания. Всякое такое чувство соответствует адаптивным реакциям и установкам. Чувства выражают отношение ситуации к нашему благосостоянию (установку к ситуации). Таким образом чувство — осознание установки.
III. С.Л.Рубинштейн.
У Рубенштейна чувство равно эмоции. Чувство рождается в деятельности и обуславливает ее. Положительным или отрицательным будет чувство — зависит от отношения результата деятельности к цели оной. Динамикачувств зависит от динамики деятельности. Эмоция — единство аффективного и интеллектуального начал, которая может как организовывать деятельность, так и дезорганизовывать ее.
Рубенштейн выделяет три уровня чувств:
1) органические (физические) чувства связаны прежде всего с органическими потребностями.
2) предметные чувства — осознаное переживание отношения человека к миру, включающие эстетические, моральные и интеллектуальные чувства.
3) мировоззренческие чувства — выражают стойкие мировоззренческие установки личности.
Аффекты — бурные эмоциональные процессы взрывного характера. Страсти -стойкие длительные чувства с явно выраженным волевым моментом.
IV. А.Н.Леонтьев
Под чувствами понимает результат специфического обобщения эмоций. Чувства предметны, имеют социальное происхождения и образуют несколько уровней — от чувств к об’екту до социальных чувств. Несовпадения эмоционального тона объекта и эмоциональной реакции на ситуацию и несовпадение эмоций и чувств ведет к амбивалентности.
V. МакДауголл
Различает чувства и эмоции. Первоначально существовало два вида чувств -удовольствие/неудовольствие, но с развитием познания они усложнились. Чувства возникают в зависимости от успешности/неуспешности осуществления устремлений. Они возникают позже эмоций в процессе эволюции, не специфичны относительно установок организма (одно и то же чувство может быть при разных установках). Чувства не смешиваются, их сложность зависит от развития познания.