Методология психолого-педагогического исследования является важной областью науки, которая изучает психологические и педагогические процессы в образовании и разрабатывает эффективные методы обучения и развития личности. Эта область науки представляет собой систему методов и приемов, которые позволяют исследовать различные аспекты педагогической практики и выявлять закономерности и факторы, влияющие на обучение и развитие личности. В данной статье мы рассмотрим методологические основы психолого-педагогического исследования, методы исследования, принципы оценки результатов исследования, а также примеры их применения в педагогической практике. Если вы хотите узнать больше об этой важной области науки и применить полученные знания на практике, то эта статья будет для вас полезной и информативной.
Понятие методология психолого-педагогического исследования
Учение о методе, а также о принципах и приемов, которыми руководствуется человек в своей деятельности.
Функция методологии
Функция методологии психолого-педагогического исследования двояка. С одной стороны, позволяет описать, оценить человеческую деятельность с точки зрения внутренней организации. С другой стороны, в рамках методологии выражаются нормы и правила, которыми руководствуется человек в своей деятельности.
Теоретические и методологические основы психолого-педагогического исследования
Психолого-педагогическое исследование является сложным и многогранным процессом, который требует от исследователей знания и умения применять различные теоретические и методологические подходы.
В теоретическом плане основой психолого-педагогического исследования являются психологические и педагогические теории, которые описывают процессы обучения, развития и воспитания.
Методологические основы психолого-педагогического исследования включают в себя использование системного, эмпирического, научного, холистического, критического, этического, доступного, практического и непрерывного подходов.
- Системный подход предполагает рассмотрение объекта исследования как системы, состоящей из взаимосвязанных элементов.
- Эмпирический подход предполагает использование методов наблюдения, эксперимента, опроса и анализа данных для получения эмпирических фактов.
- Научный подход предполагает применение научных методов и логики для получения точных и объективных результатов.
- Холистический подход предполагает рассмотрение объекта исследования как единого целого, а не как отдельных элементов. Утверждает идею о необходимости целостного изучения личности как системы каждый элемент которой находится во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом.
- Критический подход предполагает критическое отношение к исследуемым фактам и поиск ошибок и противоречий.
- Этический подход предполагает соблюдение этических принципов при проведении исследования.
- Доступный подход предполагает снижение барьеров для участия в исследовании.
- Практический подход предполагает использование полученных результатов в практической деятельности.
- Непрерывный подход предполагает разработку и реализацию долгосрочных планов исследования.
Также существуют различные методологические подходы к психолого-педагогическому исследованию, такие как методология Загвязинского, Борытко, Циулиной и др. В зависимости от конкретной цели исследования исследователь может выбрать наиболее подходящий методологический подход.
Принципы методологии психолого-педагогических исследований
Принципы методологии психолого-педагогических исследований — это основные принципы, которые определяют подходы к исследованию и направлены на достижение научной точности и достоверности результатов. Основные принципы методологии психолого-педагогических исследований включают в себя:
- Системный подход: объект исследования рассматривается как система, состоящая из разных элементов, которые взаимодействуют друг с другом.
- Динамический подход: исследование направлено на выявление динамики процессов, происходящих в объекте исследования.
- Эмпирический подход: исследование должно базироваться на наблюдениях, экспериментах и анализе данных.
- Принцип научности: исследование должно быть основано на научных методах, которые позволяют получить объективные и достоверные данные.
- Принцип целостности: объект исследования должен рассматриваться как единое целое, а не как совокупность изолированных элементов.
- Принцип критичности: исследование должно быть критическим и аналитическим, то есть учитывать возможность ошибок и допущений.
- Принцип этичности: в процессе исследования должны соблюдаться этические нормы и принципы.
- Принцип доступности: результаты исследования должны быть доступны и понятны для широкой аудитории.
- Принцип практичности: результаты исследования должны иметь практическую ценность и быть применимыми в реальной жизни.
- Принцип непрерывности: исследование должно быть непрерывным и направленным на выявление изменений, происходящих в объекте исследования.
Все эти принципы помогают исследователям получить точные и достоверные данные и разработать эффективные методы и подходы в педагогике и психологии.
Подробнее о принципах смотрите в статье Методологические принципы психолого-педагогического исследования.
Методы психолого-педагогического исследования
Методы психолого-педагогического исследования включают в себя:
- Эмпирические методы —при которых осуществляется внешнее, реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Они делятся на две группы:
- частные (рабочие): изучение документации, результатов деятельности, наблюдение, опрос, тестирование, метод экспертных оценок.
- комплексные (общие): обследование, мониторинг, изучение и обобщения опыта, эксперимент.
- Теоретическиеметоды. Они делятся на:
- дедуктивные (от общего к частному). Результат: теория, закон.
- индуктивные. Результат: индуктивная законность, гипотеза, систематизация.
- метод моделирования. Его результат: модель объекта, процесса, состояния. Виды моделирования: структурно-функциональный (человек не знает структуру, а моделирует поведение); функционально-структурный (наоборот).
- Интерпретационно-описательные методы. Делятся на две подгруппы:
- первичные методы статистической обработки — с их помощью можно получить показатели, которые непосредственно отражают результаты измерений: выборочная средняя величина (дисперсия, мода, медиана).
- вторичные методы — с их помощью выявляются статистические закономерности (чем больше коэффициент эйкью, тем выше статистические закономерности: корреляционный анализ, регрессивный анализ, метод сравнения результатов двух или более выборок.
Подробнее смотрите статью Методы психолого-педагогических исследований.
Уровни методологии психолого-педагогического исследования
Методология психолого-педагогического исследования глобально включает в себя два уровня
- Философский уровень — являются основой, на которой базируется деятельность ученого, он предполагает освещение наиболее общих законов природы общества и мышления.
- Специально научный уровень. Он предполагает 2 подуровня:
- общенаучная методология, которая предполагает универсальные средства и формы научного познания, соотносимые не с какой-либо наукой, а применимые к широкому кругу наук.
- конкретно научная методология — предполагает разработку аналогичных проблем, что и общенаучная только для конкретной науки.
Так же можно выделить несколько уровней:
- Философский уровень. На этом уровне определяются основные принципы и подходы к исследованию психологических и педагогических явлений, а также их место в общей философской картине мира.
- Методологический уровень. На этом уровне разрабатываются методологические принципы и подходы к исследованию, определяются методы исследования, а также принципы оценки результатов исследования.
- Методический уровень. На этом уровне разрабатываются конкретные методики исследования, определяются критерии и инструменты оценки результатов исследования.
- Технологический уровень. На этом уровне разрабатываются технологии исследования, определяются последовательность и этапы проведения исследования, а также принципы обработки и анализа полученных данных.
- Практический уровень. На этом уровне проводится конкретное исследование, оцениваются его результаты и разрабатываются рекомендации по применению полученных знаний в педагогической практике.
Каждый уровень методологии психолого-педагогического исследования важен и необходим для достижения целей исследования и разработки эффективных методов педагогической работы.
Оценка результатов психолого-педагогического исследования
Оценка результатов является важным этапом исследовательского процесса. Она позволяет определить эффективность применения различных методов и подходов в обучении и воспитании, а также выявить проблемы и недостатки в существующих подходах.
Оценка результатов может быть качественной и количественной. Качественная оценка предполагает анализ текстовых материалов, интервью, наблюдений, анализа кейсов и т.д. Количественная оценка предполагает использование статистических методов для анализа данных, таких как анализ дисперсии, корреляционный анализ, факторный анализ и т.д.
Оценка результатов может также включать анализ достигнутых результатов в сравнении с поставленными целями и задачами исследования. Это позволяет определить, насколько успешно были достигнуты поставленные цели и задачи, и позволяет выявить возможные проблемы и недостатки в исследовании.
Важно также проводить оценку результатов в контексте этических принципов исследования, таких как конфиденциальность, защита прав участников исследования, а также учет возможных нежелательных последствий исследования.
В целом, оценка результатов психолого-педагогического исследования позволяет получить информацию о эффективности различных методов и подходов в обучении и воспитании, выявить проблемы и недостатки в существующих подходах, и определить направления для дальнейшего исследования и развития педагогических практик.
Заключение
В заключение, методология психолого-педагогического исследования является важным инструментом для развития образования и педагогической практики. Она включает в себя использование различных теоретических и методологических подходов, которые позволяют получить точные и объективные результаты исследования.
Важно отметить, что применение методологии психолого-педагогического исследования должно основываться на этических принципах и защите прав участников исследования. Только в этом случае можно говорить о получении достоверных результатов и о применении полученных знаний в практической деятельности.
Использование методологии психолого-педагогического исследования позволяет определить проблемы и недостатки в существующих подходах к обучению и воспитанию, а также разработать новые методы и подходы, которые могут улучшить качество образования.
В целом, изучение методологии психолого-педагогического исследования является важным для всех, кто работает в области педагогики и образования, и может помочь в развитии более эффективных методов и подходов в преподавании и воспитании.