Методология психолого-педагогического исследования

Методология психолого-педагогического исследования

Методология психолого-педагогического исследования является важной областью науки, которая изучает психологические и педагогические процессы в образовании и разрабатывает эффективные методы обучения и развития личности. Эта область науки представляет собой систему методов и приемов, которые позволяют исследовать различные аспекты педагогической практики и выявлять закономерности и факторы, влияющие на обучение и развитие личности. В данной статье мы рассмотрим методологические основы психолого-педагогического исследования, методы исследования, принципы оценки результатов исследования, а также примеры их применения в педагогической практике. Если вы хотите узнать больше об этой важной области науки и применить полученные знания на практике, то эта статья будет для вас полезной и информативной.

Понятие методология психолого-педагогического исследования

Учение о методе, а также о принципах и приемов, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

Функция методологии

Функция методологии психолого-педагогического исследования двояка. С одной стороны, позволяет описать, оценить человеческую деятельность с точки зрения внутренней организации. С другой стороны, в рамках методологии выражаются нормы и правила, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

Теоретические и методологические основы психолого-педагогического исследования

Психолого-педагогическое исследование является сложным и многогранным процессом, который требует от исследователей знания и умения применять различные теоретические и методологические подходы.

В теоретическом плане основой психолого-педагогического исследования являются психологические и педагогические теории, которые описывают процессы обучения, развития и воспитания.

Методологические основы психолого-педагогического исследования включают в себя использование системного, эмпирического, научного, холистического, критического, этического, доступного, практического и непрерывного подходов.

  • Системный подход предполагает рассмотрение объекта исследования как системы, состоящей из взаимосвязанных элементов.
  • Эмпирический подход предполагает использование методов наблюдения, эксперимента, опроса и анализа данных для получения эмпирических фактов.
  • Научный подход предполагает применение научных методов и логики для получения точных и объективных результатов.
  • Холистический подход предполагает рассмотрение объекта исследования как единого целого, а не как отдельных элементов. Утверждает идею о необходимости целостного изучения личности как системы каждый элемент которой находится во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом.
  • Критический подход предполагает критическое отношение к исследуемым фактам и поиск ошибок и противоречий.
  • Этический подход предполагает соблюдение этических принципов при проведении исследования.
  • Доступный подход предполагает снижение барьеров для участия в исследовании.
  • Практический подход предполагает использование полученных результатов в практической деятельности.
  • Непрерывный подход предполагает разработку и реализацию долгосрочных планов исследования.

Также существуют различные методологические подходы к психолого-педагогическому исследованию, такие как методология Загвязинского, Борытко, Циулиной и др. В зависимости от конкретной цели исследования исследователь может выбрать наиболее подходящий методологический подход.

Принципы методологии психолого-педагогических исследований

Принципы методологии психолого-педагогических исследований — это основные принципы, которые определяют подходы к исследованию и направлены на достижение научной точности и достоверности результатов. Основные принципы методологии психолого-педагогических исследований включают в себя:

  1. Системный подход: объект исследования рассматривается как система, состоящая из разных элементов, которые взаимодействуют друг с другом.
  2. Динамический подход: исследование направлено на выявление динамики процессов, происходящих в объекте исследования.
  3. Эмпирический подход: исследование должно базироваться на наблюдениях, экспериментах и анализе данных.
  4. Принцип научности: исследование должно быть основано на научных методах, которые позволяют получить объективные и достоверные данные.
  5. Принцип целостности: объект исследования должен рассматриваться как единое целое, а не как совокупность изолированных элементов.
  6. Принцип критичности: исследование должно быть критическим и аналитическим, то есть учитывать возможность ошибок и допущений.
  7. Принцип этичности: в процессе исследования должны соблюдаться этические нормы и принципы.
  8. Принцип доступности: результаты исследования должны быть доступны и понятны для широкой аудитории.
  9. Принцип практичности: результаты исследования должны иметь практическую ценность и быть применимыми в реальной жизни.
  10. Принцип непрерывности: исследование должно быть непрерывным и направленным на выявление изменений, происходящих в объекте исследования.

Все эти принципы помогают исследователям получить точные и достоверные данные и разработать эффективные методы и подходы в педагогике и психологии.

Подробнее о принципах смотрите в статье  Методологические принципы психолого-педагогического исследования.

Методы психолого-педагогического исследования

Методы психолого-педагогического исследования включают в себя:

  1. Эмпирические методы —при которых осуществляется внешнее, реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Они делятся на две группы:
  • частные (рабочие): изучение документации, результатов деятельности, наблюдение, опрос, тестирование, метод экспертных оценок.
  • комплексные (общие): обследование, мониторинг, изучение и обобщения опыта, эксперимент.
  1. Теоретическиеметоды. Они делятся на:
  • дедуктивные (от общего к частному). Результат: теория, закон.
  • индуктивные. Результат: индуктивная законность, гипотеза, систематизация.
  • метод моделирования. Его результат: модель объекта, процесса, состояния. Виды моделирования: структурно-функциональный (человек не знает структуру, а моделирует поведение); функционально-структурный (наоборот).
  1. Интерпретационно-описательные методы. Делятся на две подгруппы:
  • первичные методы статистической обработки — с их помощью можно получить показатели, которые непосредственно отражают результаты измерений: выборочная средняя величина (дисперсия, мода, медиана).
  • вторичные методы — с их помощью выявляются статистические закономерности (чем больше коэффициент эйкью, тем выше статистические закономерности: корреляционный анализ, регрессивный анализ, метод сравнения результатов двух или более выборок.

Подробнее смотрите статью Методы психолого-педагогических исследований.

Уровни методологии психолого-педагогического исследования

Методология психолого-педагогического исследования глобально включает в себя два уровня

  1. Философский уровень — являются основой, на которой базируется деятельность ученого, он предполагает освещение наиболее общих законов природы общества и мышления.
  2. Специально научный уровень. Он предполагает 2 подуровня:
  • общенаучная методология, которая предполагает универсальные средства и формы научного познания, соотносимые не с какой-либо наукой, а применимые к широкому кругу наук.
  • конкретно научная методология — предполагает разработку аналогичных проблем, что и общенаучная только для конкретной науки.

Так же можно выделить несколько уровней:

  1. Философский уровень. На этом уровне определяются основные принципы и подходы к исследованию психологических и педагогических явлений, а также их место в общей философской картине мира.
  2. Методологический уровень. На этом уровне разрабатываются методологические принципы и подходы к исследованию, определяются методы исследования, а также принципы оценки результатов исследования.
  3. Методический уровень. На этом уровне разрабатываются конкретные методики исследования, определяются критерии и инструменты оценки результатов исследования.
  4. Технологический уровень. На этом уровне разрабатываются технологии исследования, определяются последовательность и этапы проведения исследования, а также принципы обработки и анализа полученных данных.
  5. Практический уровень. На этом уровне проводится конкретное исследование, оцениваются его результаты и разрабатываются рекомендации по применению полученных знаний в педагогической практике.

Каждый уровень методологии психолого-педагогического исследования важен и необходим для достижения целей исследования и разработки эффективных методов педагогической работы.

Оценка результатов психолого-педагогического исследования

Оценка результатов является важным этапом исследовательского процесса. Она позволяет определить эффективность применения различных методов и подходов в обучении и воспитании, а также выявить проблемы и недостатки в существующих подходах.

Оценка результатов может быть качественной и количественной. Качественная оценка предполагает анализ текстовых материалов, интервью, наблюдений, анализа кейсов и т.д. Количественная оценка предполагает использование статистических методов для анализа данных, таких как анализ дисперсии, корреляционный анализ, факторный анализ и т.д.

Оценка результатов может также включать анализ достигнутых результатов в сравнении с поставленными целями и задачами исследования. Это позволяет определить, насколько успешно были достигнуты поставленные цели и задачи, и позволяет выявить возможные проблемы и недостатки в исследовании.

Важно также проводить оценку результатов в контексте этических принципов исследования, таких как конфиденциальность, защита прав участников исследования, а также учет возможных нежелательных последствий исследования.

В целом, оценка результатов психолого-педагогического исследования позволяет получить информацию о эффективности различных методов и подходов в обучении и воспитании, выявить проблемы и недостатки в существующих подходах, и определить направления для дальнейшего исследования и развития педагогических практик.

Заключение

В заключение, методология психолого-педагогического исследования является важным инструментом для развития образования и педагогической практики. Она включает в себя использование различных теоретических и методологических подходов, которые позволяют получить точные и объективные результаты исследования.

Важно отметить, что применение методологии психолого-педагогического исследования должно основываться на этических принципах и защите прав участников исследования. Только в этом случае можно говорить о получении достоверных результатов и о применении полученных знаний в практической деятельности.

Использование методологии психолого-педагогического исследования позволяет определить проблемы и недостатки в существующих подходах к обучению и воспитанию, а также разработать новые методы и подходы, которые могут улучшить качество образования.

В целом, изучение методологии психолого-педагогического исследования является важным для всех, кто работает в области педагогики и образования, и может помочь в развитии более эффективных методов и подходов в преподавании и воспитании.

Прокрутить вверх