принятие прощения

Принятие прощения

Большая часть исследований посвящена процессу и результатам дарования прощения обидчику, однако некоторые авторы (Р. Энрайт, Э. Гассин) обсуждают процесс и результаты получения прощения от другого человека. В работе рассматривается серия шагов, которые должен совершить обидчик, желающий получить прощение от обиженного.

                Ступени процесса получения прощения

Фаза осознания ситуации

1.  Формальное отрицание, но внутреннее признание того, что я обидел другого человека.

2.  Чувство вины (в силу нарушенной справедливости), раскаяния (печали), возможно, гнева в свой адрес.

3.  Чувство стыда (ощущение того, что другие осуждают и отвергают меня).

4.  Осознание катарсиса.

5.  Осознание когнитивного репетирования.

6.  Сравнение себя с обиженным, понимание того, как он страдает, сравнение взаимоотношений до и после обиды.

7.  Понимание того, что обиженный мной мог пережить необратимые негативные изменения по моей вине.

8.  Осознание того, что мое самовосприятие изменилось в худшую сторону (повысился уровень самокритичности, возможно, снизилось самоуважение).

Фаза принятия решения

9.  Понимание того, что мне нужно изменить свои взаимоотношения с тем, кого я обидел.

10.  Желание получить прощение. Оно может выражаться в принесении извинений и попытке загладить нанесенный ущерб. Я могу ошибочно счесть, что в состоянии заставить Другого простить меня.

11. Понимание того, что прощение, полученное от другого, — это дар, и готовность терпеливо ожидать этого дара. Фаза действия

12.  Пересмотр моего понимания Другого, осознание того, что он страдает и нуждается в том, чтобы прошло какое-то время, чтобы он мог простить.

13.  Эмпатия по отношению к Другому.

14. Появление сострадания к Другому или желания терпеливо страдать вместе с ним.

15.  Принятие боли: я готов терпеть гнев обиженного и принимаю трудности своего пути к прощению.

Фаза результата

16.  Нахождение смысла в страдании вследствие нанесенной мной обиды и в трудном пути к прощению.

17.  Осознание того, что я простил Других.

18.  Понимание того, что я не одинок и что Другие тоже оказывались в сходной ситуации.

19.  Нахождение новой цели (как мне впредь жить иначе, чем до сих пор?)

20.  Освобождение от чувства вины и раскаяния, возможно, чувство благодарности к Другому.

21.  Примирение с Другим может начаться или продолжиться.

Во время фазы осознания ситуации обидчик признает, что причинил боль другому, и проходит через ряд вызванных этим фактом когнитивных и эмоциональных реакций. Например, он может испытывать стыд и чувство вины, постоянно думать о нанесенной им обиде. Однако вместо пересмотра предположения о существовании в мире справедливости человек, получающий прощение, должен переоценить самого себя. Если обиженный может критиковать мир на этой стадии, то обидчик может критиковать себя. Во время фазы принятия решения (ступени 9-11) обидчик понимает, что он должен что-то предпринять для исправления болезненной ситуации, поэтому он выражает желание получить прощение. Если обиженный не готов даровать прощение, занявшийся размышлениями обидчик должен терпеливо и смиренно ждать (ступень 11).

Ступени 12-15, фаза действия, в основном требуют понимания ситуации, в которой оказался обиженный, и попытки встать на его место. В противоположность процессу дарования прощения, принятие боли на ступени 15 при получении прощения заключается главным образом в смирении перед гневом обиженного и готовности страдать, испытывая раскаяние. Следует обратить внимание на то, что ступень 21 при получении прощения недвусмысленно предполагает примирение. Как уже говорилось выше, большинство психологов рассматривает примирение как отдельный от прощения феномен и считает его разумным только в том случае, если обидчик признал свою вину и намерен изменить свое поведение. Поскольку шаги по стремлению к прощению и получению его требуют смирения и раскаяния со стороны обидчика, примирение становится вполне уместным. Важными для рассматриваемой темы являются такие концептуальные моменты, как различия в принятии прощения и важность принесения извинений. Р. Энрайт и соавт. считают, что прощение можно принять несколькими способами, лишь один из которых этичен. Когда жертва предлагает прощение, обидчик может отвергнуть его, утверждая, что он не виновен в испытываемой другим боли. Он может также принять предложенное милосердие в «псевдо-пассивной» манере, притворившись, что принимает прощение, ради восстановления отношений с обиженным и возможности снова причинить ему боль. Наконец, обидчик может принять прощение «искренне-активно», придя к смирению благодаря дарованному прощению, испытывая раскаяние за свое причинившее другому боль поведение и стараясь измениться к лучшему. Очевидно, что лишь последняя форма принятия прощения этична.

Имеются свидетельства того, что если обидчик приносит извинения, пострадавший с большим желанием и легкостью дарует прощение. Таким образом, важно определить, что входит в действенное принесение извинений. На основании теоретических и эмпирических исследований можно предположить, что наиболее эффективное извинение должно включать признание обидчиком ответственности за свои действия, выражение сожаления в связи с возникновением болезненной ситуации и эмпатии по отношению к обиженному, а также предложение какой-то компенсации за причиненный ущерб. Обидчику лучше избегать чрезмерного приведения оправданий своему поведению или утверждений о его обоснованности. Следует выражать сожаление по поводу своего собственного поведения, а не по поводу реакции обиженного. Если обидчик говорит пострадавшему «Мне жаль, что вы страдаете», но не выражает при этом раскаяния в собственном поведении, являющемся причиной страдания, тем самым он подразумевает, что обиженный сам несет ответственность за свою эмоциональную реакцию.

Эмпирические данные говорят о том, что стремление получить прощение и получение его благотворно отражаются на обидчике. Согласно имеющимся данным, респонденты значительно выше оценивали позитивные результаты поиска прощения (радость, положительные сдвиги в личностных ценностях), чем негативные (гнев, чувство вины). Кроме того, они по собственной инициативе упоминали многочисленные личные и социальные преимущества получения прощения, но очень незначительные отрицательные последствия. Более развернутое проспективное исследование, проведенное на студентах церковного колледжа, показало, что эффект получения прощения выражается в четырех основных факторах: улучшение отношений с прощающим, ослабление самоосуждения, улучшение мнения обидчика об обиженном, положительные внутренние моральные изменения. Корреляционный анализ свидетельствует о том, что принесение извинений связано с сообщениями обидчиков о больших положительных следствиях поиска и получения прощения, особенно если обидчик — мужчина. Кроме того, восприятие обидчиками качества полученного прощения было связано с положительными исходами поиска прощения. Другими словами, те обидчики, которые чувствовали, что получили искреннее прощение, а не псевдо-прощение, сообщали о более положительных следствиях полученного прощения. Это обстоятельство привлекает внимание к тому факту, что процессы дарования и получения прощения тесно связаны между собой. Хотя в данной статье в целях подробного обсуждения мы их разделили, для психологов-практиков важно помнить, что обиженный и обидчик вовлечены во взаимно важные отношения.

Заключение

Концепция прощения издавна занимает видное место в теологических и этических системах. Современные психологические теории и исследования межличностного прощения говорят о том, что прощение — важный фактор и психического, и физического здоровья. И обиженный, и обидчик выигрывают от искреннего прощения, дарованного с любовью и принятого со смирением и благодарностью. Хотя профессиональные психологи не могут принудить своих клиентов проявлять милосердие, они помогут и конкретным людям, и обществу в целом, если будут способствовать пониманию того, что представляет собой истинное прощение, и поощрять других осуществлять это доброе деяние на практике.

1 комментарий к “Принятие прощения”

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх