От трех до пяти лет

Стадия 3. Инициатива (предприимчивость) — вина. От 3 до 5 лет

После развития чувства автономности ребенок начинает исследовать свой собственный мир и действовать в нем. Он наблюдает за действиями взрослых, имитирует их и может заниматься воображаемыми играми в течение нескольких часов. Кризис развития состоит в том, как удовлетворять собственные желания настолько широко, насколько это возможно без переживания чувства вины.

Это такой период времени, когда появляется совесть. В поведении ребенок руководствуется своим собственным пониманием того, что хорошо и что плохо. В какие-то периоды он может быть жестоким и бескомпромиссным, если это никак не сдерживается соответствующим родительским руководством. Например, на этой стадии часто появляется ревнивая ярость против вторгающихся в мир ребенка братьев и сестер. Ребенок учится сдерживать ярость и контролировать импульсы, в этих попытках в рудиментарной форме проявляется моральная и социальная ответственность.

На этой стадии ребенок идентифицируется с человеком своего пола, который о нем заботится, и пытается «ухаживать» за людьми противоположного пола. Когда заботящийся о нем человек противоположного пола отвечает соответственно, тогда ребенок научается, что не может «иметь» выбранного попечителя и психологически свободен рассматривать других партнеров в дальнейшей жизни.

В дисфункциональных семьях для ребенка очень важно развить здоровое чувство совести или здоровое чувство вины. Они не могут почувствовать, что они могут жить так, как они хотят; вместо этого у них развивается отравляющее чувство вины… Оно говорит вам, что вы ответственны за чувства и поведение других людей. Понаблюдайте за теми, кто демонстрирует ригидное, педантичное поведение, кто не способен придумывать и составлять задания, кто боится попробовать что-то новое, кому не хватает чувства решительности и целеустремленности в своей жизни.

(Вот несколько, часто встречающихся реплик родителей, «отпечатавшиеся» в подсознании в этом возрасте: «Тебе нельзя, ты еще маленький!», «Не трогай!», «Не смей!», «Не лезь, куда не следует!», «У тебя все равно не получится…», «Давай лучше я сделаю», «Опять ты напакостил!», «Ай-яй-яй, опять ты …(здесь могут быть разные варианты, но общий смысл — сделал что-то не так, ты не справился», «Смотри, как мама из-за тебя расстроилась!» и т.д.).

Вопрос, на который отвечают: Как много я могу сделать?

Замечания: В течение первых трех развивающих стадий формируется Я-концепция ребенка. Это означает, что ребенок сопоставляет и определяет свой статус согласно трем основным звеньям:

1. Могу ли я любить и любим ли я?

2. Могу ли я управлять обстоятельствами моего поведения?

3. Есть ли у меня навыки и умения делать то, что мне необходимо делать в этом мире?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх